Комментарии на двенадцать нидан

Описание двенадцати нидан, т.е. фаз процесса вращения в самсаре, приведено в главе «Сиддартха становится Буддой». Согласно традиционному повествованию, это открытие Будда совершил находясь в глубокой медитации под деревом бодхи. Большинство интерпретаторов этого учения объясняют его на основе процесса последовательного воплощения человека в процессе реинкарнации. Однако в некоторых современных книгах буддистских мастеров, например «Путь с сердцем» Д. Корнфильда, указывается, что эту схему можно точно также применить и для рассмотрения процессов, происходящих в психике человека.

Оба подхода являются совершенно равнозначными. Отличаются они только выбором масштаба времени. В первом случае единицей времени является человеческая жизнь и рассматривается последовательность воплощений. Во втором, случае базисом является психологическое переживание и появляется возможность анализировать последовательность психических процессов внутри человека. Идея разного масштаба времени является традиционной для древней индийской философии и хорошо изложена, например, в «Вишну Пурана».

Какой интерпретации придерживался сам Будда сказать трудно. Известно много примеров, когда он для объяснения ситуации, использует теорию перевоплощения. И с другой стороны, известно также что он не поощрял метафизические рассуждения своих учеников, и говорим им «Ты ранен стрелой. Я принес тебе лекарство, а ты, вместо того чтобы принять его и выздороветь, начинаешь меня спрашивать какая стрела, из чего она сделана и т.д.». Эти сюжеты могут навести на мысль, что второй подход Будда также видел и старался научить ему своих последователей.

Таким образом мы рассматриваем процесс переживания событий личностью и используем для его описания двенадцать фаз, которые открыл Будда. Вот перечень этих нидан, порожденных Неведением:
Впечатление,
Восприятие,
Имя-форма,
Шесть чувств,
Соединение с предметами,
Ощущение,
Желание,
Привязанность,
Желание существования,
Рождение,
Старость,
Смерть.

С предлагаемой точки зрения, это фазы процесса восприятия, которые описывают процесс работы психики человека. Анализ работы этой цепочки начнем с последнего пункта.

Когда переживание умирает, оно оставляет в душе след, являющийся квинтэссенцией этого переживания. Это и оценка его в целом и некоторые запомнившиеся особенности, которые характеризуют прошедшее событие и его восприятие индивидуумом. Когда в будущем появляются благоприятные условия, из памяти поднимается воспоминание об этом переживании, основанные на этом следе. Таким образом оказывается сформированным некоторое Впечатление о реальности. Впечатление требует дополнительного Восприятия поступающей информации. Для этого воссоздается Имя-форма, связанная с особенностями накопленного опыта. Имя-форма связывается с Шестью чувствами, которые напоминают о прошлых ощущениях. Происходит Соединение органов чувств с действующими предметами чувств и возникает новое Ощущение. Ощущение порождает Желание продлить это ощущение. Отсюда возникает Привязанность к возникшему ощущению. Эта Привязанность стремится проявить и реализовать себя в мире, таким образом зарождается Желание осуществления. Это Желание ведет к Рождению очередного переживания, Старению ощущений в рамках этого переживания и Смерть переживания. Таким образом круг замыкается.

Попробуем проанализировать недостатки этого круга, которые ведут к ослеплению сознания. Обратим внимание на пункт Желание, который следует за пунктом Ощущение. В этот момент действует Эго, которое обусловлено понятиями двойственности. Именно желание Эго получать удовольствия или избегать неприятностей служит причиной возникновения Привязанности.

Если обратиться к тексту «Бхагавадгиты», то основное условие духовного развития предполагает преодоление понятий двойственности и выработки равного отношения к событиям (гл. 12.11 – 12.12 и др.). Совершенно аналогично Будда говорит: «Желание ведет нас от рождения к перерождению, от страдания – к другому страданию. Смирив желание, мы предупредим рождение, значит, предупредим страдание.». Итак достигнув ровного отношения к происходящим событиям, мы смиряем желание, ограничиваем процесс возрождения Эго и таким образом достигаем просветленного состояния сознания.

Как отмечалось в комментариях на главу 7 Бхагавадгиты (7.16), из четырех типов праведных людей, которым полезно применение учения Кришны, Будда Гаутама представляет собой первый тип людей, которые очень остро переживают существование в этом мире как страдание. Поэтому, видна явная аналогия между этими двумя великими учениями. Именно укрощение желания и разрыв двойственности, как основные техники духовного развития.

Разорвав круг перерождений Эго, мудрый человек говорит «Это гуны вращаются в гунах, и ни к чему не привязывается» (2.28, 13.23). «Я ничего не свершаю» (5.8) и «Органы чувств общаются с предметами чувств» (5.9). Предоставив все действиям природы, он уходит в область бесскорбия (2.51). Из этих замечаний видно насколько близки по духу учения этих двух великий просветителей человечества.

SPONSOR