Комментарии на восьмеричный путь спасения

Восьмеричный путь спасения описан в четвертой благородной истине, провозглашенной Буддой перед своими первыми учениками в г. Бенаресе. Классическое описание проповеди содержится в главе «Будда обретает своих прежних учеников» из книги А. Ф. Герольда «Жизнь Будды». Практически весь Буддизм это разнообразные способы реализации этого восьмеричного пути спасения. В этой работе будет затронут частный аспект этого учения, который автор попытался связать с возможностью духовного развития в мирской жизни.

Основные положения этого пути выглядят следующим образом:
Праведная вера (мировоззрение),
Праведное решение,
Праведная речь,
Праведное действие,
Праведная жизнь,
Праведное усилие,
Праведная мысль,
Праведное созерцание.

Многие интерпретаторы дают параллельное толкование этих восьми врат праведного пути. Нам представляется важным обратить внимание на внутренние взаимосвязи, которые существуют между этими восьмью типами праведных действий. Стремление к праведной жизни существовало и до Будды. Были известны правила праведной речи и правила праведных мыслей. Сама жизнь Будды является примером праведного поведения. Но здесь есть опасность внешнего копирования и не понимания глубинных процессов.

Праведная вера. Что может скрываться за этими словами? Например, в христианстве это может быть стремление к достижению Царства Небесного, в Бхагавадгите Господом Кришной указаны такие мотивы как стремление к познанию Высшего Бытия, постижение Нирваны Брахмо и т.д. Главным признаком может служить стремление к познанию высших истин, а не желания, порожденные ценностями преходящего мира. Эти цели могут найти выражение в словах о Любви и Сострадании, о Полном постижении Закона и т.д. Разнообразие формулировок происходит от разнообразия типов человеческих существ, но все они говорят о высших категориях.

Следует также отметить, что праведная вера, тесно связана с реализацией человеком его дхармы. Осознание своей задачи происходит не сразу и выработка четкого представления о своей дхарме сложный и тонкий процесс. Под воздействием внешних обстоятельств, человек может склонится к выполнению чуждой для него дхармы, не свойственной его истинной природе. В таком случае, он, скорее всего, будет иметь ложные воззрения и выберет неправедные духовные ориентиры. Неправедный здесь понимается в локальном смысле, т.е. не соответствующий именно данному человеку. «Лучше своя дхарма даже с недостатками, нежели хорошо выполненная чужая; лучше смерть в свой дхарме; чужая дхарма опасна» (БХ. 3.35).

Следуя своей праведной вере в каждой жизненной ситуации человек, который стремится исполнить свою прирожденную дхарму, найдет праведное решение. Заметим, что процесс выработки решения остается полностью за человеком, нет списка «праведных» решений и поступков. Праведное решение вырабатывается для каждой конкретной ситуации на основе праведного мировоззрения.

Естественным образом праведное решение формулируется в праведную речь и реализуется в праведное действие. Здесь очень важно сохранить влияние праведной веры, чтобы на этапе реализации не перейти на противоположную сторону, т.е. не попасть под власть эгоистических устремлений личности.

Совокупность праведных действий образует праведный стиль жизни, т.е. жизнь наша становится праведной в смысле ее соответствия нашей праведной вере. Праведная жизнь обладает очень привлекательными параметрами для индивида. Он чувствует себя на своем месте в жизни, его поступки получают внутреннюю осмысленность и значимость. Поэтому возникает непредолимое устремление усилить все эти ценные стороны своего бытия. Таким образом зарождается Праведное усилие, направленное на просветление сознания, для лучшего восприятия всего потока жизни.

Праведное усилие конкретизируется в праведных вопросах к самому себе и оформляется праведной мыслью. Она выстрадана человеком в процессе жизни он понимает ее ценность и важность для себя. И переходя к процессу медитации (углубленного созерцания и размышления) он проходит очередной шаг в духовном развитии.

Таким образом мы видим спиралеобразный процесс духовного роста, который происходит как в обычной жизни в процессе выработки решений, так и в процессе медитации, который становится успешным из за праведности и решительности усилия, возникающего в процессе праведной жизни. При таком взгляде на восьмеричный путь, видно, что Будда действительно открыл срединный путь для духовного развития людей, не требующий непременного ухода от мирской жизни.

Медицина и здоровье » Библиотека книг elektro-standart Онлайн литература от elektro-standart