Кто есть «Я»

Над вопросом «Кто ты есть?» частенько мастера дзен-буддизма заставляют мучиться своих учеников. Размышления по типу Я это не тело, Я это не чувства, Я это не мысли и т.д. приводят учеников к пониманию глубин процесса осознания собственной психологической структуры. Действительно, какой цвет имеет тот, кто распознает цвета? После долгих размышлений ученики приходили к пониманию, что определение цвета и создание определяющего цвет это один и тот же процесс.

Классическая психология признает в сознании в основном биографические данные. После работ Фрейда и Юнга стали оперировать терминами бессознательного. Как правило, туда относили задавленные эмоции и факты реального мира, которые сознание отказывалось регистрировать и осознавать в силу каких либо причин.

В работе С. Грофа «Путешествие в поисках себя» построена карта бессознательного, на которую мы будем опираться при изложении материалов данной книги.

Сначала рассмотрим некоторые основные понятия, необходимые для дальнейшего изложения.

«Картина мира» это совокупность взглядов конкретного человека, с помощью которых он производит восприятие, описание и анализ событий окружающей его реальности. Эта картина образуется в результате воспитания, образования и восприятия установок и взглядов культурной среды, в которой живет этот человек. Естественно, чем более правильно «картина мира» отражает законы реальности, тем более адекватным будет реакция человека на те или иные события.

Можно сказать, что «картина мира» это и есть «осознанный» мир. Явления, которые не предусмотрены «картиной мира», человек попросту отвергает. Например, НЛО, экстрасенсорику и т.д. Но мир един. Поэтому «осознаваемая» некоторым человеком «реальность» связана просто с тем, что существует реально. То есть, с осознаваемым миром и миром бессознательным. И именно эти бессознательные процессы удалось частично изучить и построить их описание.

В процессе жизни у каждого человека его «картина мира» меняется и изменяется. Есть плавные процессы накопления опыта, которые резко не противоречат предыдущим знаниям. Это модификация существующей картины и ее расширение путем добавления новых взглядов. Но бывают кризисные ситуации в жизни человека, которые приводят к краху существующей картины. Это тяжелые жизненные периоды, когда нет ответа на существующие вопросы, когда встает вопрос о смысле жизни вообще, об устройстве вселенной и т.д.

В такие кризисные периоды сознание человека начинает расширяться и устанавливает контакт с полем бессознательного. Оттуда оно черпает новые ассоциации и законы, оттуда приходит нетрадиционное решение возникшей ранее ситуации, там черпается новая информация о жизни вообще. Происходит перестройка мировоззрения, основных принципов и убеждений.

Такое соединение «картины мира» с полем бессознательного в книге Грофа называется трансперсональными переживаниями. В других книгах по оккультизму, религии и т.д. подобные явления описываются как видения. Состояние трансперсонального переживания также можно назвать трансом, мистическим или религиозным экстазом, самажхи и т.д.

Поиском видений люди занимались с самых ранних этапов своего исторического развития. Это камлание шаманов, мистерии древнего мира, магические и спиритические ритуалы, медитации, молитвы и религиозные обряды.

В процессе видения из области бессознательного поступает новая необычная информация. Сознание человека старается ее интерпретировать в известных образах старой картины мира и включить ее в свой ресурс знаний о мире. Коль скоро, эта информация зачастую относится к объектам, которые не идентифицируются с помощью органов чувств, то человеку, пережившему видение, очень трудно передать его содержание другим людям. Еще труднее понять суть видения людям, которые не имели в своей жизни подобных ситуаций.

Эмпирическое переживание смерти и возрождения часто возникают во время видений. Обычно их связывают с эмоциональным кризисом, в котором человек серьезно пересматривает смысл собственной жизни и существования в целом. Этот кризис может быть успешно разрешен только посредством внутренней связи с духовными измерениями психики и глубинными ресурсами коллективного бессознательного. Возникающие в результате этого изменения личности и развитие сознания сравнимы с изменениями, описываемыми в контексте древних мистерий смерти и возрождения, или так называемых "ритуалов перехода".

Согласно Грофу есть три уровня бессознательного. Личное бессознательное, связанное с биографической историей. Личное бессознательное, связанное с нахождением в утробе, так называемый перинатальный уровень. И наконец, самый глубокий уровень – это трансперсональный, то есть внеличностный. Это уровень коллективного бессознательного.

На первом биографическом уровне удается выделить Системы Кондиционированного Опыта (СОК). Это важные элементы бессознательной психики, которые притянулись друг к другу и составили некий единый комплекс родственных переживаний. Переживания, принадлежащие этому биографическому уровню, связаны со значимыми событиями и обстоятельствами жизни человека от его рождения до настоящего момента. Неразрешенный конфликт, вытесненное или не интегрированное воспоминание, некий незавершенный психологический процесс - все это может всплыть из бессознательного и стать содержанием переживания.

В процессе жизни эти комплексы усиливаются и заряжаются эмоциональными переживаниями. Они начинают влиять на здоровье человека и приводят его к разнообразным заболеваниям. С помощью медикаментозного лечения удается ослабить болезненные симптомы данного заболевания, но причина, породившая его остается скрытой в глубинах личного бессознательного. Иногда СОК проявляется в нетрадиционных переживаниях человека. Такие переживания психологи трактуют как психотические, хотя правильнее их называть сигналами о духовном кризисе. При правильном понимании и правильном обращении с ними эти кризисы могут вести к эмоциональному и психосоматическому выздоровлению, трансформации личности и эволюции сознания.

Для того чтобы не допустить возникновения заболеваний надо регулярно проводить чистку подсознания путем самоуглубленного анализа и переживания трансперсональных видений. Попасть в состояние трансперсонального переживания можно используя традиционные шаманские и религиозные ритуалы или применяя современные методы.

К шаманским процедурам относятся техники, в которых разнообразными способами сочетаются управление дыханием, пение, барабанный бой, монотонные движения танца, сенсорная перегрузка, социальная и сенсорная изоляция, пост, лишение сна, осознанные сновидения.

К современным методам относятся различные формы биологической обратной связи, сеансы сенсорной изоляции в специальной кабине или ванне, использование визуальной или акустической перегрузки, лишение сна или быстрого сна, использование кинестетических средств вроде "вращающейся кушетки", электронная или акустическая стимуляция мозга, процессы хемисинк, альфа ритмы и др. Феномены, переживаемые некоторыми испытуемыми в гипоксической камере, также могут напоминать психоделические состояния. Естественно, что применение любых средств для вызова видений необходимо проводить под руководством знающего специалиста.

На перинатальном уровне, Гроф выделил четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ). Каждая матрица связана со специфическими перинатальными переживаниями и привязана к соответствующему периоду развития зародыша. Таким образом, перинатальный уровень бессознательного представляет собой важную промежуточную область между индивидуальным и коллективным бессознательным, или между традиционной психологией и мистикой. Собственно совокупность информации, занесенная в эти матрицы, определит духовные проблемы человека. Это будут его мировоззренческие трудности. И с помощью видений человек должен решить для себя эти проблемы в течение своей жизни.

Перинатальные матрицы и СОК не привязаны к конкретным анатомическим структурам тела. Они обнаруживают себя в специфических психологических реакциях. Эти проявления могу возникать самопроизвольно или быть результатом целенаправленной работы. Перинатальный опыт может быть вновь пережит в конкретной биологической форме или в сочетании с различными символическими образами и другими феноменами, с которыми он связан. Отношение между индивидуальными стадиями рождения и связанными с ними темами очень специфично, избирательно и следует своей глубоко эмпирической логике.

Отождествление с плодом на различных стадиях процесса рождения, по-видимому, обеспечивает избирательный доступ к темам трансперсональной области, основанным на сходных эмоциональных состояниях или психосоматических переживаниях. Одни из них выглядят как последовательность архетипов, другие отображают ситуации из коллективной памяти человечества или даже из "голографических архивов природы", связанных с животным, растительным и минеральным царствами.

Основная техника исследования подсознания состоит в углубленном погружении с одного уровня на другой. Это процесс медитации. Нерешенные проблемы и блоки, запечатленные в СОК, будут препятствовать этому погружению. Поэтому они должны быть выявлены и разрешены. Однако блоки СОК не существуют изолированно. Они связаны как с перинатальными матрицами, так и с трасперсональной областью бессознательного. Поэтому процесс удаления блока СОК, как правило, переходит в трансперсональное видение. Чем более глубоко происходит исследование, тем более глубокие уровни трансперсонального будут затронуты. К самым глубоким и впечатляющим переживаниям относятся видения космического масштаба, осознание единства мира, встреча с Богом и т.д.

Здесь интересно отметить взаимодействие «картины мира» и процесса самоуглубленного познания. Чем более адекватная картина, тем более безболезненным будет процесс, и тем меньше трагических для психики ситуаций будет в жизни человека. Решение проблем бессознательного, которые концентрируются в СОК, может происходить двумя путями. В первом случае, постоянное игнорирование этих проблем приводит к психологическому кризису и резкой перестройке «картины мира». Во втором, человек сознательно работает над своими проблемами и проводит регулярный пересмотр своих убеждений и мировоззренческих взглядов. Постоянно вычищая области бессознательного, такой человек идет к пониманию все более глубоких истин мироздания.

При проведении такого рода процедур, лучше следовать какой-нибудь системе, зарекомендовавшей себя на практике. Самопроизвольные шатания по трансперсональным переживаниям могут нанести вред психическому и физическому здоровью. В моменты трансперсональных видений происходит полное отождествление человека с образами этих видений. Если он видит себя ребенком, то меняются его речь, физические и физиологические параметры. Они становятся как у ребенка того же возраста. Переживания близости смерти приводит к соответствующим проявлениям в теле. Поэтому, осуществляя процесс перехода на трансперсональный уровень лучше всего иметь рядом опытного наблюдателя, который сможет оказать помощь в критической ситуации.

Изучая процесс смерти, тибетские йоги умирали на 99 процентов. Они входили в состояние посмертного бардо. На основе этих исследований была написана книга о событиях, которые происходят с душой после смерти. Это классический трактат «Бардо тхедол».

Аналогичные исследования провел Раймонд Моуди. Но он сам не умирал. Он описывал воспоминания людей, которые пережили клиническую смерть. В современных методах исследования посмертных путешествий души также используют гипнотические состояния.

На этих примерах четко видно разницу между реальным переживанием у тибетских монахов и построением картины мира современными учеными. В случае потери контроля над собой человек, вошедший в состояния посмертного бардо, просто умрет. Ученый, записывающий воспоминания людей переживших клиническую смерть, рискует разве что своей научной репутацией. Поэтому воздействие на людей трансперсональных переживаний несравнимо с результатом прочтения книг о загробном мире.

Для более успешного очищения сознания от СОК есть два подхода. Первый, наиболее известный, это уход от мирской жизни. При таком подходе стремятся уменьшить количество конфликтных ситуаций и тем самым уменьшить количество и интенсивность СОК. Но этим нельзя убрать влияние перинатальных областей бессознательного и те СОК, которые уже сформировались к моменту ухода в монастырь. Да и жизнь в монастырской общине также порождает свои комплексы. А когда житейских проблем недостаточно для дальнейшего исследования, то учитель предлагает ученику перейти от вопроса «Кто ты есть?» к другому вопросу. Например, «А что такое хлопок одной ладонью?». То есть, процесс развития через решение проблем принимает несколько другой характер.

Второй подход, это практика духовного роста в мирской жизни. В этом случае надо постоянно работать с проблемными вопросами и постоянно развивать свое мировоззрение. Имеющиеся СОК притягивают аналогичные по структуре конфликтные жизненные ситуации, которые следует рассматривать как «ценное послание жизни». Не следует их избегать. Надо воспринять их как вызов нашему сознанию и как возможность в очередной раз повысить свой духовный уровень. Углубленный анализ жизненных процессов и регулярные медитации позволят очень быстро прогрессировать.

Взаимоотношение между жизнью, истиной и сознанием прекрасно выражено Иисусом Христом Иоан 14.6 «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Таким образом, постижение истины есть раскрытие своего «Я» через процесс жизни. И нет другого пути к познанию Бога как через углубленное изучение себя и переживание трансперсональных видений. За всеми биологически детерминированными потребностями лежит подлинное стремление к трансценденции, которое не может быть описано никакой простой формулой естественных наук. Неполнота человеческой жизни объясняется тем, что мы не справились с травмой рождения и страхом смерти. Мы родились только анатомически, но не завершили и не интегрировали этот процесс психологически. Или как сказано Христом Иоан 3.7 «Не удивляйся тому что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».

Процессом самопознания и саморазвития, который должен дать ответ на вопрос «Кто есть Я?», занимались люди совершенно разных вероисповеданий и культурных традиций. Поэтому при анализе существующих текстов, в которых изложены основные элементы их трансперсонального опыта, возникает существенный барьер для понимания. Так, например, сторонники индуистских учений говорят, что понять их может только человек выросший в Индии и впитавший эти воззрения с молоком матери. То же самое говорят о взглядах древнекитайских философов.

Вместе с этим, представители этих учений едут в страны с другой культурой и историей (Америка, Европа, Россия и т.д.) и там начинают проповедовать свои теории. При этом для адаптации они применяют термины, выработанные другими философскими школами. Получается двойная или даже тройная путаница понятий. Во-первых, сама передача опыта трансперсональных переживаний очень условна. Во-вторых, в другой культуре может не быть соответствующих понятий. И, в-третьих, правильно использовать термины другой культурной среды эти учителя не могут в силу своего несоответствия этой среде.

Указанные трудности являются объективными, и вряд ли их удастся полностью преодолеть. Каждый уровень, кроме крайних, можно разложить на десятки подуровней. Между уровнями нет четких границ, и они плавно переходят друг в друга. Поэтому приведенная классификация и предложенные взаимосвязи являются весьма приблизительными.

Для дальнейшего изложения в этой книге будет принята следующая привязка понятий.

Абсолютный Свет.

Ментальный уровень.

Астральный уровень.

Энергетическое поле человека.

Физическое тело. Эго, облаченное в кожу.

Биографическое непознанное (бессознательное, СОК).

Перинатальное бессознательное. Личная душа. Атман.

Трансперсональное (коллективное) бессознательное. Брахман.

Непроявленное.

Непроявленное характеризуют как Абсолютно Темное Начало. Если провести аналогию с явлениями физического мира, то Непроявленное это абсолютно черное тело. Таковым в нашем мире является Солнце, которое при нагревании излучает весь спектр. Непроявленное в процессе проявления воспринимается как Абсолютный Свет.

Ментальный уровень сознания тесно связан с коллективным бессознательным. С универсальными символами и архитепичными понятиями.

Астральный план соотносится с личными перинатальными матрицами и соответствующими им видениями. Энергетическое поле гармонично увязывается с комплексами СОК, находящимися в личном биографическом слое подсознания. И, наконец, физическое тело и «эго, облаченное в кожу» находятся на одном уровне сознания.

Видения Богов связаны с выходом на трансперсональный уровень. При этом, чем более глубокие слой трансперсонального исследуются, тем более высокого уровня будет божество. Боги низшего пантеона это духи природных сил, а боги высшего пантеона это творцы вселенной. В эзотерической литературе видения богов связывают с выходом на ментальный план.

Переживание человеком в видении критических сцен из прошлой жизни, как правило, связано с проблемами психики, которые он испытывает в этом воплощении. После такого опыта наступает терапевтический эффект и человек получает возможность по новому оценить свою жизнь. Совокупность проблем, с которыми придется столкнуться человеку, неким образом связана с информацией, заложенной из трансперсонального уровня в базовые перинатальные матрицы. Таким образом, можно сказать, что человек, решивший все эти проблемы, вспомнил и осознал все свои предыдущие воплощения.

Религиозные термины «Озаренный», «Просветленный» явно указывают на контакт с первичным Светом. То есть они характеризуют высший уровень трансперсональных переживаний, в которых человек сталкивается с видением Абсолютного Света. Такое видение также дает понимание всех причин, действующих на человека. Это значит, что такой человек полностью представляет структуру психики включая влияние трансперсональных явлений.

Легко заметить связь между уровнем погружения в бессознательное и уровнем видений. Чем более глубокое погружение, тем более высокий уровень постижения истины. В пределе, человек, познающий Непроявленное и Его влияние на жизненный процессы, является полностью Прозревшим.

Указание Христа о том, что надо родиться свыше, можно пояснить следующим образом. Наше обыденное сознание есть осознание опыта контакта чувств с предметами. Это «эго, одетое в кожу». Все категории такого сознания связаны с явлениями проявленного материального мира. Родиться свыше, значит получить опыт более высокого уровня. А родиться от Духа, это значит соприкоснуться с Непроявленным, из которого все и происходит. Как отмечено Христом Иоан.3.6 «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Здесь предельно ясно и лаконично сказано о том, что от соприкосновения с плотью возникает «эго, одетое в кожу», а от соприкосновения с Духом, сознание становится духовно обогащенным.

Исходя из того, что Иоан.3.3 «..., если кто не родится свыше, не сможет увидеть Царства Божия», можно сделать заключение. Термины «достичь Царства Божия», «достичь и Просветления», «стать Озаренным» и т.д. связаны с наличием глубокого опыта трансперсональных переживаний и являются однопорядковыми.

Но достичь Просветления и Родиться Свыше не такая простая задача. Наше тело обусловлено принимаемой пищей и культурными особенностями внешней среды. Обуславливание начинается уже в утробе матери и продолжается в семье. К семи годам ребенок становится полностью обусловленным. Для того чтобы Родиться Свыше не достаточно только одного прорыва сознания в трансперсональные сферы. Надо сменить режим питания и свои привычки. Но это индивидуально для каждого и найти соответствующую диету и принципы жизни не легко. В принципе каждый человек имеет возможность к перерождению к трансперсональной осознанности, но это требует сознательного и целеустремленного отношения к духовному росту.

Иудейская война » Библиотека книг realfireman Книгу составили произведения двух авторов - сочинение древнееврейского историка Иосифа Флавия, описавшего Иудейскую войну, свидетелем и участником которой ему довелось быть, и роман (первый из три