Блажены нищие Духом

Этими словами начинается нагорная проповедь Иисуса Христа. Нищие духом имеют Царство Небесное. Поэтому интересно выяснить, что может стоять за этими словами. Один из распространенных способов трактовки этого отрывка состоит в следующем. Человек ощущает, что ему не хватает духовности в жизни и постоянно развивается. Таким образом он попадает в Царство Небесное. Постараемся выяснить, нет ли тут какого - нибудь другого смысла.

Попробуем выяснить: было ли понятие Царства Небесного до начала учения Христа. Лука гл. 16:

«16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него».

А также Матф. гл. 23:

«13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». А также Лука. гл. 13:

«52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».

Из этих высказываний следует что понятие о Царстве Небесном содержалось в религиозных воззрения, которые были до Иисуса Христа. Более того, эти учения содержали ключи от Царства Небесного, но служители церкви фарисеи и законники взяли ключи для понимания учения, сами не вошли в Царство Небесное и другим воспрепятствовали. С приходом Иисуса Христа начинается новый этап духовных теорий. На первое место ставятся не законы праведного поведения, а учение о Царстве Небесном.

Праведное поведение в соответствии с предшествующими нормами не могло дать полного духовного развития. Это видно, например, из высказывания Христа об Иоанне Крестителе, которого Он явно уважал. Матф. гл.11:

«11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его».

Реализация нового учения требует других подходов, которые в прежнем учении или не рассматривались или были слабо развиты. Матф. гл. 5:

«20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

Предыдущий этап религиозного развития характеризовался поисками силы и власти над разнообразными духовными сущностями, для того, чтобы иметь возможность с их помощью влиять на жизненные процессы. Для этого использовались техники аскезы, моления, жертвоприношения и другие религиозные практики. Важным элементов всех этих процедур было знание имени Бога и необходимых ритуалов общения с ним, чтобы получить Его помощь.

Иисус Христос явил многие чудеса и говорил как власть имеющий, а не как книжники Марк. 1.22. Поэтому у многих могло возникнуть желание с помощью магических техник перехватить его власть и силу. Недаром Иисус говорил: блаженны те, кто не соблазнится обо мне(Матф. 11.6 и Лука 7.23).

Структура Эго состоит из накопительства. Оно собирает вещи, знания, любовников и любовниц, коллекционирует удовольствия: вкусовые, звуковые и т.д. Вся эта погоня за приятными ощущениями не дает возможности реального контакта с духовным миром. И вот, Эго узнает великую новость: можно стать еще и духовно богатой личностью. Собирательство духовных сокровищ производится точно также как и материальных. Об этом хорошо сказано в библии Матф. гл. 6:

« 1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

В этих отрывках выявлен явно показушный характер религиозных деяний, которые предпринимает Эго в порыве накопления духовного богатства. Более того, в этих высказываниях показано, что такой способ применения религиозных практик очень опасен для человека. Воздастся ему не по той просьбе, которую он формулирует явно в своей молитве, а по тому содержанию его психики, которое у него в тайне и которое видится Богом. И воздастся это ему явно в его текущей жизни. Таким образом, человек может накликать на себя огромные несчастья. Осуждение такого поведения неоднократно приводятся Иисусом Христом, например, Лука гл. 23:

«27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».

Буддистский мастер Чогьям Трунгпа назвал это явление духовным материализмом и посвятил целую книги изучению способов его преодоления (Ч. Трунгпа «Преодоление духовного материализма», София, 1993 г.). С точки зрения духовного развития материальное богатство ничем не отличается от духовного. И то и другое приводят к увеличению чувства собственной важности и разрастанию самовозвеличивания. А богатому очень трудно войти в Царство Небесное Матф. гл. 19:

«23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Эго присутствует в каждом нашем поступке Соблазн обязательно приходит (Лука 17.1). Поэтому нет полностью праведных деяний. Мы можем только ослабить хватку Эго. Именно этому учил Иисус Христос в своих проповедях. Работа с Эгоизмом в обыденной жизни описана в нагорной проповеди Матф. гл. 5 – 7 и во многих других местах. Особое значение Христос придавал принципу умаления собственной значимости. Типичный пример Матф. гл. 20:

« 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».

Кратко результат анализа можно выразить следующим образом. Для того чтобы освободить Дух и позволить Ему воспринять Царство Небесное надо освободить Дух от привязок к материальному миру. Это как у нищего нет никаких претензий на богатство, так и у духовного человека нет привязок к материальному миру. Более того религиозные техники, имевшие место до прихода Иисуса Христа, ставили своей задачей овладение духом для использования его силы. Это привело к тому, что стал непомерно разрастаться эгоизм в сфере духовного собирательства. Поэтому Иисус начинает свою нагорную проповедь со слов «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Матф. 5.3. Этим Он хотел высказать, что надо прекратить духовное собирательство и более того, процесс покорения Духа, посредством религиозных практик для достижения личного могущества должен быть остановлен. В результате такого отказа устраняется почва для разрастания Эгоизма и человек получает возможность войти в Царство Небесное и объединиться с Богом, т.е. достичь жизни вечной.

SPONSOR