Про Каина и Авеля

В христианской морали история Каина и его брата Авеля часто используется в назидательных целях. Причем оценки действующих лиц, как всегда, даны однозначно и категорично. Каин плохой, Авель - невинная жертва братоубийства. Целью данной заметки, как и всех других, является обращение к первоисточнику и попытка дать характеристику, независимую от дежурной морали. Итак, текст библии, в котором говорится о Каине и Авеле, выглядит следующим образом.

Бытие. 4.

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Из этого повествования видно, что Каин был земледельцем, а Авель скотоводом. Каин воздал хвалу Господу, пожертвовав Ему плоды земли. А Авель принес жертву животными. И Бог больше среагировал на жертву Авеля, чем на жертву Каина. Вот это отторжение Богом и повергло Каина в горе.

Здесь встает сразу вопрос о духовной стороне жертвоприношения. Какая жертва более духовна? Из истории известно, что для жертвоприношений использовали даже людей. Скорей всего, практика жертвоприношения человеческих жизней существовала и у древнееврейских племен. Потому, когда Бог потребовал у Авраама принести в жертву своего сына, тот нисколько не удивился и стал готовить жертвоприношение.

Принесение в жертву людей и животных в наше время практикуют сатанисты. Именно так и следует рассматривать поступок Авеля. Характеризуя нравы ранних еврейских племен, Аарон брат Моисея, назвал их жестоковыйным племенем. Христос подчеркивал, что они убили всех пророков, посланных Богом.

Для сравнения можно рассмотреть ранний Буддизм. Царь Ашока, который внес огромный вклад в распространение этого учения, во всех подведомственных областях назначал религиозного «комиссара», который следил за практикой отправления религиозных культов другими вероучениями. Иноверцы не преследовались, но смертной казнью карали тех, кто приносил в жертву людей или животных.

Таким образом, Авель совершил поступок, вполне заслуживающий смертного наказания. Подтверждения этому мы находим в пунктах 6, 7, 15.

В общем случае проблема братоубийственного конфликта очень плохо проработана в христианстве. Рассмотрим ситуацию, в которой на поле боя сошлись две рати. В обоих противоборствующих войсках находятся братья и родственники. Объезжая свои шеренги, командир одной из сторон, опечаленный предстоящим братоубийством, опускается на землю и спрашивает своего духовного наставника: «Разве ты не учил меня любви и прощению? И нужна ли мне власть и слава, добытая такой ценой? Может быть, мне лучше отказаться от этого братоубийственного побоища?» Беседа учителя со своим учеником, состоявшаяся на поле битвы, известна в истории как Бхагавадгита. Читателю, интересующемуся такого рода проблематикой, можно посмотреть раздел Индуизм на данном сайте.

В заключении еще раз хочу отметить, что сложившиеся в наше время морально-этические стереотипы не вполне соответствуют текстам первоисточников. Поэтому надо читать и думать более самостоятельно, что вполне соответствует основной стезе духовного развития человека.

SPONSOR