А был ли грех у Евы?

При рассуждениях о взаимодействии и взаимоотношении двух начал, мужского и женского, зачастую используется библейская история о том, как Ева вкусила плод с дерева Познания, и тем самым был совершен «грех», повлекший изгнание людей из рая.

Да, история такая в Библии есть, но в полном объеме ее большинство людей не читает и не размышляет над ее содержанием. Поэтому расхожий стереотип вошел в сознание многих людей и мешает им всерьез и глубоко подойти к пониманию проблемы взаимодействия полов.

В этой заметке проводится попытка разобраться в первоначальном тексте и ответить на поставленный в заголовке вопрос.

Сначала приведем полный текст соответствующей главы из Библии. 

Бытие гл. 3.

  1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
  2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
  3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
  4. И сказал змей жене: нет, не умрете,
  5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
  6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
  7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
  8. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
  9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
  10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
  11. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
  12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
  13. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
  14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
  15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
  16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
  17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
  18. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
  19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
  20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
  21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
  22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
  23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
  24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Обратим внимание на 22 стих. В нем прямо говорится о том, что в Раю есть еще и дерево жизни, дотянувшись до которого человек получит ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. Это сильно беспокоит Бога и всех остальных (Адам стал как один из Нас). И, для того чтобы не допустить человека в ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, его отправляют на землю трудится в поте лица. Мотив понятен, страх и зависть перед возможным могуществом человека.

На вопрос, добрался ли Адам до дерева жизни, традиционное учение не отвечает. Оно его даже не формулирует. Хотя ответ лежит на поверхности. Все Евангелия Нового Завета говорят о достижении жизни вечной. Таким образом, плоды с дерева познания для людей, которые есть дети Евы и Адама, принес Иисус Христос. Традиционный взгляд христиан на этот факт состоит в том, что Бог послал своего сына для спасения людей и даже принес его в жертву ради этого. То ли Бог свое мнение изменил, то ли опять змей вмешался.

Относительно змея нам известно из стиха 15, что он будет жалить Еву в пятку, а Она будет поражать его в голову.

В христианстве про змея особенно много не говорится, но в других религиях, например, в индуизме, в верованиях майя и др. змей очень даже хорошо известен. В тантризме его называют Кундалини. Учение о чакрах и восхождении силы Кундалини вверх по позвоночнику является основополагающим моментом многих религиозных техник воссоединения с Богом и достижения вечной жизни. Ева стала жизнетворящей энергией – матерью всех живущих. Проще говоря – Она тесно связана с сексуальностью.  По схеме расположения чакр сила Кундалини расположена в самом нижнем чакраме. Сразу над ним располагается чакра, связанная с сексуальностью. Таким образом, когда змей пытается подняться, он бьется головой о пятки Евы. Тем самым порождается сексуальное влечение, которое у низкодуховных личностей преобразуется в похоть и не дает Еве совместно с Кундалини устремиться вверх. Получается, что змей жалит Еву в пятку. Реализация похотливых желаний приводит к растрате ценнейшей сексуальной энергии, и змеиная сила расходуется впустую. Образно говоря, голова змея опускается как под ударом пяткой.

Посмотрим, что говорит библия о создании Евы.

Бытие. Гл. 2.

  1. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
  2. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
  3. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
  4. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
    25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Здесь приводится история создания женщины из ребра мужчины. Если обратиться к тантрической традиции (см. Загадка женщинына этом сайте), то там ясно выражена концепция, что женщина это цель сердца мужчины, это его самое главное дополнение в жизни. Итак, если в стихе 22 сказать «из под ребра…», то все становится на свои места. И необходимость для человека прилепиться к жене своей важней чем остаться с отцом и матерью.

Насчет того, что Бог умножил влечение женщины к мужу, тантристы тоже прекрасно знают. Более того, они считают женщину самым сексуальным объектом во вселенной – чемпионкой секса. А высочайший уровень сексуальности той чертой, которая отличает людей от животных. Господство мужчины при интровертном подходе означает необходимость структуризации и обуздания стихии чувств (Ева) с помощью разума (Адам). Для женщины это проявляется как стремление «выйти замуж», т.е. структурировать свою мощь с помощью мужчины. Когда женщина начинает это делать сама, тогда она начинает терять свои женские качества. В упомянутой выше заметке о загадке женщины этот процесс назван вымиранием «женщин».

В классическом повествовании Бхагавадгиты Господь Кришна говорит, что Он (т.е. Божественное начало) проявляет себя в людях как человечность. Многие переводчики мучаются над этим местом, так как термин «человечность» имеет второе значение «сексуальность». С точки зрения Тантры здесь нет никакого противоречия.

Обратимся теперь к стихам 4 и 5 третьей главы, в которых описан сам момент обольщения Евы. Змей явно знает свойства плодов дерева и последствия, которые произойдут после того как Ева и Адам их вкусят. Также он догадывается о реакции Бога и последующем пути развития людей и о своей собственной судьбе. И вместе с тем он идет на этот шаг. Последствием этого поступка должно стать появление нового вида существ во вселенной. Знающие Истину и входящие в Жизнь Вечную как боги, и, КРОМЕ ТОГО, обладающие физическим телом, которого нет у богов! Понятно, что не все боги пришли в восторг от этой затеи.

Рассмотрим вопрос о том, хотел ли Бог уничтожить людей после того как они отведали плоды с дерева познания? Скорей всего нет, иначе бы Он не посылал бы на жертву своего сына с плодами дерева жизни. Более того, мифы и предания всех народов свидетельствуют о том, что боги учат людей ремеслам, земледелию, скотоводству и т.д. Постоянно люди получают от Бога откровения, и Он посылает им учителей и пророков. Отсюда следует, что в стихах 15-19 Бог не наказывает людей за то их поступок, а предупреждает о грозящих тяготах бытия в воплощенном теле. И в дальнейшем всячески им помогает. Запрет же был наложен, для того чтобы уберечь их от тягот этого пути познания истины и достижения жизни вечной. Но когда выбор был сделан, Бог всячески поддерживает людей в их борьбе за новые возможности.

Итак, в Царстве Небесном есть, по крайней мере, два вида существ. Одни за то чтобы Человек развился и уже в физическом теле постигал Истину и Жизнь Вечную. Другие наоборот, стремятся помешать Человеку на этом пути. Вторые вводят людей в заблуждения, связанные с особенностями существования в физическом теле – это так называемые «грехи», порожденные неведением об истинной природе Человека и Его предназначении. Одним из способов одурманивания людей служит теория о том, что Царства Небесного можно достичь только после смерти. А раз так, то нечего и упираться в этой жизни.

Змея, скорее всего, следует отнести к первой группе небесных существ. Он подтолкнул Еву к этому шагу и тем самым начал процесс развития и становления Человека. Змей не обманул Еву говоря, что она не умрет, после того как съест плод и постигнет добро и зло. Остается вопрос, был ли выбор сделанный Евой сознательным? То есть, сказал ли Ей змей о последствиях? Текст библии настаивает на том, что змей ничего об этом не поведал и это был слепой шаг. Но мотивировка Евы была - сравняться с богами и знать добро и зло. Это говорит в пользу того, что шаг был осознанный и принимался с пониманием последствий о гневе Бога.

Более того, Тибетские и Индийские сказания говорят о том, что до человека (т.е. до того как Бог одел Адама и Еву в кожаные одежды), земля была заселена Нагами. Это были очень мудрые существа. Например, древний индуистский трактат «Вишну Пурана» записан со слов Нага. Традиционно изображают Нагов в виде многоголового змея. И если вспомнить наставление Иисуса Христа своим апостолам «…будьте мудры как змеи», то становится понятным, что в первом стихе третьей главы, с которого начинается повествование о «грехопадении» Евы, уместнее было бы сказать, что змей был мудрее всех остальных тварей.

Воспоминания о райской жизни проявляются в людях как фундаментальное чувство лени, когда не хочется ничего делать, и хочется, чтобы все в жизни было хорошо!. В результате этого они забывают о Боге и стремятся только к материальными благам, что несомненно является грехом. Постижение Истины происходит в результате познания сути бытия и его законов, это требует напряженного поиска и больших стараний. Ева поставила нас на этот трудный путь развития и совершенствования. Грех ли это?

SPONSOR