Для кого заповеди не писаны?

Во многих религиозных системах мировоззрения значительную роль играют «заповеди», полученные основателями этого течения от высшего существа. Исполнение этих заповедей считается обязательным для сторонников этого течения, а нарушение считается «грехом». В этой заметке мы постараемся разобрать вопрос о том, как соотносятся выполнение заповедей и достижение Царства Небесного или более близкого и тесного контакта с Богом. Рассмотрение этого вопроса будет проводиться на основе Библии – священного писания христианских Церквей. Есть уверенность, что аналогичные выводы можно получить и в рамках других религиозных течений.

В качестве примеров рассмотрим две истории из Ветхого Завета и одну из Нового. Первая история связана с Аароном – братом Моисея. Согласно Библии (Исход 4.10 -4.16), Бог назначил Аарона излагать учение для евреев, которое Он будет передавать через Моисея. Таким образом, Аарон знает все заповеди и наставления, которые даются Богом.

В статье «Кто такой телец златой» описана ситуация, в которой Аарон прямо и грубо нарушил данные Богом заповеди.

Вот основные из них.

Исход гл. 20

  1. И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
  2. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
  3. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
  5. не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
  6. и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  7. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  8. Помни день субботний, чтобы святить его;
  9. шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,
  10. а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
  11. ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  12. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  13. Не убивай.
  14. Не прелюбодействуй.
  15. Не кради.
  16. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  17. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Во-первых, он изготовил золотого тельца, что было запрещено Господом. Во-вторых, он солгал Моисею, что этот телец появился сам по себе. Результатом этой лжи стало уничтожение трех тысяч невинных человек, которые хотели отблагодарить Бога за то, что Он вывел их из Египта (Исход гл. 31).

Последовала ли за этим кара на Аарона, как обещал Бог? Нет. Аарон по-прежнему находится рядом с Моисеем и помогает ему во всех делах. Более того, согласно библейским текстам (Числа 17.1-17.8) Бог совершает чудо (расцвел жезл Аарона), для того чтобы подтвердить право Аарона быть главой колена Левина.

Наказание же Аарон получил мягкое, как и Моисей, он так и не вошел в землю обещанную, Богом евреям , а умер на горе Ор (Числа 20.23 – 20.24). Наказал Он их, кстати, не за их поступки, а за поступки других евреев, которые в очередной раз стали роптать на Бога. Хотя Аарон и Моисей в точности исполнили указания Бога, и было явлено очередное чудо (появилась вода из каменной скалы Меривы).

А наказание должно быть суровым (см. выше Исход гл.20.5-20.6).

Следующая история связана с царем Давидом, которого Бог любил. Коль скоро нет точного критерия, что человек вошел в Царство Небесное, то одним из признаков близости к этому Царству будем считать внимание и любовь Бога к этому человеку.

Книга Царств 2

Гл. 11

  1. Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме.
  2. Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.
  3. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.
  4. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.
  5. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна.
  6. И послал Давид сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду.
  7. И пришел к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны.
  8. И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье.
  9. Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом.
  10. И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?
  11. И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю.
  12. И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра.
  13. И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел.
  14. Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею.
  15. В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер.
  16. Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди.
  17. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин.
  18. И послал Иоав донести Давиду о всем ходе сражения.
  19. И приказал посланному, говоря: когда ты расскажешь царю о всем ходе сражения
  20. и увидишь, что царь разгневается, и скажет тебе: "зачем вы так близко подходили к городу сражаться? разве вы не знали, что со стены будут бросать на вас?
  21. кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? не женщина ли бросила на него со стены обломок жернова [и поразила его], и он умер в Тевеце? Зачем же вы близко подходили к стене?" тогда ты скажи: и раб твой Урия Хеттеянин также [поражен и] умер.
  22. И пошел [посланный от Иоава к царю в Иерусалим], и пришел, и рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав, обо всем ходе сражения. [И разгневался Давид на Иоава и сказал посланному: зачем вы близко подходили к городу сражаться? разве вы не знали, что вас поражать будут со стены? кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? не женщина ли бросила на него со стены обломок жернова, и он умер в Тевеце? Зачем вы близко подходили к стене?]
  23. Тогда посланный сказал Давиду: одолевали нас те люди и вышли к нам в поле, и мы преследовали их до входа в ворота;
  24. тогда стреляли стрелки со стены на рабов твоих, и умерли некоторые из рабов царя; умер также и раб твой Урия Хеттеянин.
  25. Тогда сказал Давид посланному: так скажи Иоаву: "пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда того, иногда сего; усиль войну твою против города и разрушь его". Так ободри его.
  26. И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем.
  27. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа.

Итак, царь Давид обольстился чужой женой, фактически убил ее мужа, который служил ему верой и правдой. Таким способом завладел чужой женой. И его подчиненные, описывая осаду, дали ему ложные сведения.

Далее происходят такие события:

Гл. 12.

  1. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь;
  2. но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
  3. И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело.
  4. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
  5. И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
  6. На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: "умерло дитя"? Он сделает что-- нибудь худое.
  7. И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
  8. Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
  9. И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]?
  10. И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
  11. А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.
  12. И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она [зачала и] родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его

Грех Давида признается писанием и Бог его наказывает. Наказывает своеобразно, умирает их с Вирсавией ребенок, который ничем пока перед Богом не грешен.

Своеобразное отношение Бога к Завету и тут видно. Давид до самого последнего момента надеется, что Бог передумает. Никакого третьего и четвертого колена не прослеживается. Следующий ребенок это знаменитый царь Соломон, которого Бог тоже возлюбил. Еще одна история про детей царя Давида.

  1. И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида.
  2. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею.
  3. Но у Амнона был друг, по имени Ионадав, сын Самая, брата Давидова; и Ионадав был человек очень хитрый.
  4. И он сказал ему: отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, -- не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я.
  5. И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее.
  6. И лег Амнон и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал Амнон царю: пусть придет Фамарь, сестра моя, и испечет при моих глазах лепешку, или две, и я поем из рук ее.
  7. И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему кушанье.
  8. И пошла она в дом брата своего Амнона; а он лежит. И взяла она муки и замесила, и изготовила пред глазами его и испекла лепешки,
  9. и взяла сковороду и выложила пред ним; но он не хотел есть. И сказал Амнон: пусть все выйдут от меня. И вышли от него все люди,
  10. и сказал Амнон Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих. И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату.
  11. И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя.
  12. Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия.
  13. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе.
  14. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею.
  15. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди.
  16. И [Фамарь] сказала ему: нет, [брат]; прогнать меня -- это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее.
  17. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею.
  18. На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь.
  19. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила.
  20. И сказал ей Авессалом, брат ее: не Амнон ли, брат твой, был с тобою? -- но теперь молчи, сестра моя; он -- брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. И жила Фамарь в одиночестве в доме Авессалома, брата своего.
  21. И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался, [но не опечалил духа Амнона, сына своего, ибо любил его, потому что он был первенец его].
  22. Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил Фамарь, сестру его.
  23. Чрез два года было стрижение овец у Авессалома в Ваал-- Гацоре, что у Ефрема, и позвал Авессалом всех сыновей царских.
  24. И пришел Авессалом к царю и сказал: вот, ныне стрижение овец у раба твоего; пусть пойдет царь и слуги его с рабом твоим.
  25. Но царь сказал Авессалому: нет, сын мой, мы не пойдем все, чтобы не быть тебе в тягость. И сильно упрашивал его Авессалом; но он не захотел идти, и благословил его.
  26. И сказал ему Авессалом: по крайней мере пусть пойдет с нами Амнон, брат мой. И сказал ему царь: зачем ему идти с тобою?
  27. Но Авессалом упросил его, и он отпустил с ним Амнона и всех царских сыновей; [и сделал Авессалом пир, как царь делает пир].
  28. Авессалом же приказал отрокам своим, сказав: смотрите, как только развеселится сердце Амнона от вина, и я скажу вам: "поразите Амнона", тогда убейте его, не бойтесь; это я приказываю вам, будьте смелы и мужественны.
  29. И поступили отроки Авессалома с Амноном, как приказал Авессалом. Тогда встали все царские сыновья, сели каждый на мула своего и убежали.
  30. Когда они были еще на пути, дошел слух до Давида, что Авессалом умертвил всех царских сыновей, и не осталось ни одного из них.
  31. И встал царь, и разодрал одежды свои, и повергся на землю, и все слуги его, предстоящие ему, разодрали одежды свои.
  32. Но Ионадав, сын Самая, брата Давидова, сказал: пусть не думает господин мой [царь], что всех отроков, царских сыновей, умертвили; один только Амнон умер, ибо у Авессалома был этот замысел с того дня, как Амнон обесчестил сестру его;
  33. итак пусть господин мой, царь, не тревожится мыслью о том, будто умерли все царские сыновья: умер один только Амнон.
  34. И убежал Авессалом. И поднял отрок, стоявший на страже, глаза свои, и увидел: вот, много народа идет по дороге по скату горы. [И пришел страж, и возвестил царю, и сказал: я видел людей на дороге Оронской на скате горы.]
  35. Тогда Ионадав сказал царю: это идут царские сыновья; как говорил раб твой, так и есть.
  36. И едва только сказал он это, вот пришли царские сыновья, и подняли вопль и плакали. И сам царь и все слуги его плакали очень великим плачем.
  37. Авессалом же убежал и пошел к Фалмаю, сыну Емиуда, царю Гессурскому [в землю Хамаахадскую]. И плакал [царь] Давид о сыне своем во все дни.
  38. Авессалом убежал и пришел в Гессур и пробыл там три года.
  39. И не стал царь Давид преследовать Авессалома; ибо утешился о смерти Амнона.

Как видно из этого отрывка никакой реакции Бога на изнасилование сестры братом и на убийство братом брата не последовало. Обычная людская история, каких много в Ветхом завете. Таким образом любовь Бога к царю Давиду позволяет и его детям пользоваться расположением Бога и уйти от ответственности за несоблюдение Завета.

Эти истории приведены не для того чтобы, очернить ветхозаветных патриархов, а для того чтобы показать отличие между соблюдением Заветов и возможностью иметь контакт с Царством Небесным и Богом.

Теперь обратимся к текстам Нового Завета и посмотрим, есть ли какие-либо изменения по сравнению с Ветхим Заветом.

Матфей. Гл 19.

  1. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
  2. Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
  3. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
  4. почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
  5. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
  6. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
  7. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
  8. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

Фраза, произнесенная юношей (19.20), показывает, что даже стремление выполнять Завет, впитанное с молоком матери, не дает возможности войти в Царство Небесное. Для этого требуется нечто большее. Замечание Христа о богатстве рассмотрено в заметке «О богатстве» на этом сайте.

Обсуждаемая здесь тема тесно связана с вопросом, поставленном в заметке «Царство Божие сейчас или никогда». Если религиозная практика направлена на соблюдение заповедей и избежание «греха», то естественным следствием этого является утверждение, что Царство Небесное НЕЛЬЗЯ достичь при жизни. И эта возможность появляется только после смерти. А пути достижения Царства Небесного просто исчезают из поля зрения.

Хочется еще раз обратить внимание читателей, что здесь не проводится осуждение Бога, за то, что он плохо выполняет свои обещания. Примеры из Библии подобраны для иллюстрации того, что люди, имеющие контакт с Царством Небесным, могут по велению своего сердца отклоняться от выполнения заповедей. И, наоборот, выполнение заповедей не дает дороги в Царство Небесное.

SPONSOR