Кто такой "Телец Златой"?

Термин «Телец Златой» используется в рамках нашей культурной среды для обозначения стремления к наживе. Служить золотому тельцу - значит гоняться за деньгами и ставить эту погоню превыше всего. Мало кто из образованных людей читал библейскую историю о Золотом Тельце, и еще меньше размышляли над ней. На самом деле это не история о гонке за золотом, это трагическая история уничтожения тысяч невинных людей. Здесь мы приводим соответствующие места из первоисточника со своими комментариями.

Исход гл. 31

18 И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.

Исход гл. 32

1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.

3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.

4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

5 Увидев сие,Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.

6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после стал играть.

7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;

8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он -- жестоковыйный;

10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;

13 вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно.

14 И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

15 И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его былидве скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;

16 скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

17 И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.

18 Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.

19 Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;

20 и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

21 И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?

22 Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.

23 Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

24 И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.

25 Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.

27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

29 Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

30 На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.

31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;

32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;

34 итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.

35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.

Анализ этой истории лучше всего провести с конца. Разделы 26 – 29 говорят о кровавой бойне, которую учинил Моисей, вернувшись с горы. Причиной был золотой телец, которого якобы сделал Аарон. Аарон - это священник, брат Моисея, которого Бог назначил глашатаем своей воли. Моисей сам говорил плохо, поэтому и был выбран Аарон, для того чтобы сообщать народу наставления Бога.

;Разделы 21 – 24 описывают, откуда взялся золотой телец, в изложении Аарона. Люди, которых Бог вывел из земли Египетской, хотели воздать хвалу Ему. Моисей уже долгое время находился на вершине горы, и они не знали, что с ним случилось. Поэтому они обратились к Аарону, как заместителю Моисея. Аарон сказал им снимать с себя драгоценности и бросить их в огонь. Люди так и сделали. Они не жадничали и отдавали что есть. Из расплавленного золота САМ СОБОЙ ПОЯВИЛСЯ ОБРАЗ БОГА В ФОРМЕ ТЕЛЬЦА. Этим событием Бог, который вывел народ из Египта, показал Себя и показал форму, в которой надо Его почитать.

Этот факт сам по себе является чудом. И именно он привел Моисея в ярость. Моисей обладал очень вспыльчивым характером. О нем написано, что в порыве гнева он убил египетского надсмотрщика, который бил раба и не прекратил это делать после заступничества Моисея. Как брат фараона, Моисей прекрасно знал, что в форме коровы (телец - это бык) изображается великая Египетская Богиня Хатхор. Замена в текстах библии коровы на тельца тоже сделана сознательно, чтобы устранить прямые аналогии. Богиня Хатхор своим молоком вскармливает всех фараонов, которые являются посредниками между миром людей и миром богов.

Вот как Ее описывают.

В египетской мифологии богиня неба. В древнейший период почиталась как небесная корова. родившая солнце. Впоследствии изображались женщиной с рогами и иногда ушами коровы, но в некоторых местностях сохранила облик коровы. Фетиш Xатор - столб, увенчанный двуликой головой Xатор с коровьими ушами (в ранний период - головой коровы) и малахитом. Центр культа Xатор - город Дендера (ее эпитет - "владычица Дендеры"), но ее почитание было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библе, Пунте, на Синае. С возвышением культа Ра Xатор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, она отождествлялась с дочерьми Ра Сехмет и Тефнут и почитается в образе львицы. В этом качестве Xатор являлась центральным персонажем мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (Сехмет-Хатор).

А также, Хатхор:богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран; изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы.

Здесь интересно отметить, что Культ этой Богини был известен и на Синайском полуострове, где расположена гора Моисея. А также то, что именно Она могла истреблять людей за грехи, т.е. Ее силой и волей могли быть реализованы все кары, которые Бог послал на Египет. Песни и пляски ей по душе, поэтому Она и явила свой образ благодарящим Ее людям.

Использования культа древнеегипетских богов Моисеем прямо видно из эпизода описанного в Кн. Числа.

и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.

6И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.

7И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе.

8И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.

9И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

В форме Змея египтяне традиционно изображали родного брата Озириса – бога Сета. Бог Сет является богом пустынь и всех тварей, живущих в пустынях. Поэтому использование его изображения вполне уместно для защиты от ядовитых змей.

Функция. Бог пустыни и грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего Египта. Во время правления XXVI Династии считался воплощением зла. Рассматривался как противник Осириса и Гора. Считается, что изначально Сет не был воплощением зла. По мере распространения культа Осириса, утвердилось представление о Сете, как об убийце доброго бога. Представления о Сете менялись в зависимости от исторических периодов и были довольно противоречивы. В текстах Сет является представителем сил тьмы и врагом солнца, отождествляясь со змеем Апопом.

Моисей сильно перепугался за свой авторитет и за пренебрежение его способностью общаться с Богом. Скорей всего, именно это и послужило причиной бойни. Полностью забыть эту историю было нельзя, и поэтому в дальнейшем ее отредактировали. Причем очень даже неудачно. По тексту библии провели вставки о том, что нельзя изготавливать изображения богов из серебра и золота. Затем в начало истории (раздел 4) вставили рассказ о том, что тельца сделал сам Аарон с помощью резца, т.е. самым обычным образом.

Таким образом, получилась история о том, что Аарон провозгласил заповедь, запрещающую изготовление золотых изображений, сам ее нарушил и вдобавок солгал Моисею, когда тот стал спрашивать Аарона о появлении золотого тельца (раздел 24). И за все грехи Аарона (раздел 35) Моисей велел перебить более трех тысяч народа. Истинно видно, что люди эти невинны перед Богом, они искренне хотели Его отблагодарить.

Также отчетливо видно противоречивое отношение Моисея к богам. Образ Богини, Хатхор, олицетворяющей творческие силы, вызывает у него приступ ярости, а образ Бога разрушения и зла Сета, вполне пригоден для практического использования.

Английский язык для медицинских училищ и колледжей / English for Medical Secondary Schools and Colleges, И. Ю. Марковина, Г. Е. Громова » Библиотека книг libier-club Основная цель учебника - развить начальные навыки чтения и перевода английского научного текста на основе владения определенным лексическим и грамматическим материалом.-> Книга также предназначена