О Любви и Мудрости

Развитие мудрости, связанное с поисками истины, приветствуется и поощряется во многих религиозных и философских школах. Однако общение с представителями христианских течений выявляет их негативное отношение к этому процессу. Как правило, они считают, что постижение истины возможно только на основе наивной веры в постулаты своей церкви. При этом трактовка самих постулатов может очень сильно отличаться в зависимости от принадлежности к тому или иному течению.

В этой заметке автор постарается на основе анализа евангельских текстов показать, что развитие мудрости не только не противоречит учению Христа, но и является его основой.

Многие верующие считают, что спасение души достигается соблюдением норм религиозной жизни и выполнением заветов религиозных учителей. Эта точка зрения является неверной. В Евангелии от Иоанна прямо сказано: « И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8.32). И далее (8.34) «Истинно говорю вам: всякий делающий грех, есть раб греха».

Таким образом анализ этого текста показывает, что люди грешат по причине нахождения в рабстве у греха и достигают освобождения путем постижения Истины.

При попытке силовыми средствами избежать греха человек, не осознающий истинных законов бытия, несомненно еще больше увязает в этом грехе.

Познание истины это процесс, включающий в себя постижение как внешних так и внутренних планов сознания. Таким образом он не сводится ни к перечню законов, даваемых научным знанием, ни к моральной дисциплине. Для процесса познания полезно определенное состояние психики и биохимического состава тела, получаемого в результате применяемой системы питания, но эти факторы носят вспомогательный характер.

В большинстве случаев мысли бегут за чувствами. Поэтому для познания истины и адекватного ее отражения в мозгу сердце должно быть наполнено любовью. О необходимости любви к богу и любви к ближнему достаточно много говорится в евангельских текстах. Следует отметить, что раскрытие сердца для любви и постижение истины т.е. развитие мудрости это просто один и тот же процесс, который рассматривается с разных точек зрения. В одном случае мы сосредотачиваемся на эмоциональных аспектах, в другом на интеллектуальных. Любовь позволяет нам принять истину такой как она есть, а правильное размышление расчищает сердце от завалов самомнения и ложных эмоций. Есть прямое указание Христа о необходимости быть мудрыми и развивать в себе это качество: Матф. 10.16 «…будьте мудрыми как змии..». Из-за чего же тогда возникает отрицательное отношение к мудрости и процессу познания?

Матфей гл. 11:

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,

22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;

26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Лука гл.10

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

В этих отрывках Иисус высказывает нарекание на мудрых и разумных и дает высокую оценку детям, которым Отец небесный открывает значительно больше истины. В отрывке от Матфея образ детей приведен в двух противоположных смыслах. Если в первой части (11.16) – (11.19) образ ребенка используется для подчеркивания неразумности чад премудрости, то в последней (11.25) – (11.26) образ ребенка применен к человеку значительно более развитому чем мудрец.

Для того чтобы разобраться в этих отрывках подробнее рассмотрим три категории людей: человек разумный, мудрец и сын (дитя) Отца небесного.

Человек разумный читает писания, освоил логику рассуждений и может делать на этой основе какие-то выводы. Мудрец идет дальше. Он не только владеет книжным знанием, но и слушает сердцем окружающий его мир. Его горизонты восприятия значительно глубже чем у человека разумного. Что же такое дитя, которое выше мудрецов? Сам Христос, очевидно, являет пример такого дитя. Это Ему открыто то, чего не видят книжники и фарисеи. Он творит волю Отца своего небесного, Его силой вершит чудеса и час смертельной опасности выбирает Его волю а не свою.

Матф. гл. 26

36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.

38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?

41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

Основной способ развития в себе ребенка показан Иисусом в следующем отрывке.

Матф. гл. 18

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

Дитя – это человек ушедший от своего самомнения, умаливший его до ничтожной величины. Основные этапы духовного развития идут по пути: разумный – мудрый- дитя. Чтобы реализовать этот путь необходимо на ступеньке мудрости реализовать следующую процедуру целеполагания.

Матфей гл. 6:

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Основной мотив этого поучения состоит в том, что необходимо вырваться из каждодневных забот не оставляя их. Понять этот механизм может только достаточно мудрый человек, который уже превзошел книжные знания и достиг глубокого понимания законов природы. А как же стать мудрым? Это тоже нелегкая задача. Путь един по всему миру. Слушая поучения мудрых и применяя их к своей жизни. Пример тому следующий отрывок.

Матфей гл. 13.

1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не РАЗУМЕЮЩЕМУ , приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его -- вот кого означает посеянное при дороге.

20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и РАЗУМЕЮЩЕГО , который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Слова о разумении слушающего специально выделены мной. И этот процесс разумного осознания и исполнения мудрости приводит человека к царству Небесному.

Матф. гл. 13.

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Почитание мудрости, слушание и исполнение вот дорога.

Лука.гл.6.

47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

49 А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Отрицательное отношение к разумности и мудрости возникло у людей, которые не желают в силу своей умственной лени проделывать этот путь развития и которые хотят на основе «фанатичной веры» обойти этот закон. Фанатизм убивает в сердце любовь к ближнему, который идет той же дорогой, но мыслит своей головой.

SPONSOR