Глава 5

Арджуна сказал:

1. Отрешение от действий, Кришна, также йогу ты восхваляешь, что лучше из этих двух - это одно скажи мне определенно.

Шри-Бхаваган сказал:

2. Отрешение и карма-йога - оба создают высшее благо, однако из этих двух карма-йога превосходит отрешение от действий.

3. Нужно признать того стойким санньясином, кто не ненавидит и не вожделеет; свободный от двойственности, о мощнорукий, счастливо освобождается от уз.

4. «Санкхья и йога различны», - говорят дети, не ученые; кто достиг одного, тот получает плоды обеих.

5. Состояние, которое достигается размышляющими, достигается также подвизающимися; кто видит, что санкхья (размышление) и йога одно, тот зрячий.

6. Однако отрешение, о мощнорукий, трудно достижимо для неподвизающегося; преданный йоге мудрец (муни) без замедления приходит к Брахмо.

7. Преданный йоге, очистивший себя, победивший себя, покоривший чувства, слившийся духом с духом всех существ, даже действуя не загрязняется.

8. Ибо преданный, знающий истину, помышляет: «Я не совершаю ничего», взирая, слушая, касаясь, обоняя, вкушая, двигаясь, засыпая, дыша,

9. Разговаривая, выделяя, вбирая, открывая и закрывая глаза. «Органы чувств (индрии) общаются с предметами чувств», так утверждает.

10. Посвятив действия Брахмо, кто действует, покинув привязанности, тот не пятнается злом, как листья лотоса (не пятнаются) водой.

11. Только телом, сердцем (манасом), умом (буддхи) и органами чувств (индриями) йоги совершают действия ради самоочищения, оставив привязанности.

12. Преданный, покинув плоды действия, получает совершенный мир; непреданный, силой вожделения привязанный к плоду, попадает в узы.

13. Ото всех дел отрешась сердцем, счастливо пребывает воплощенный Властитель в девятивратном граде, не совершая действий и не заставляя действовать.

14. Ни деятельности, ни дел не создает Владыка мира, ни соединения действия с плодом, однако самосущая (свабхава) природа развивается.

15. Не принимает (на себя) чей-либо грех или праведность Ишвара: неведеньем окутана мудрость, им ослепляются люди.

16. Но у кого это неведенье уничтожено знанием Атмана, для тех их знание, как солнце, выявляет высочайшее То.

17. Постигая То, в Том познав себя, утвержденные в Том, (поставившие) То высшей целью, идут, не возвращаясь снова, мудростью развеяв грехи.

18. В украшенном мудростью и смирением брамине, в корове, в слоне, в собаке и даже в том, кто варит собаку, мудрый видит одно и то же.

19. Уже здесь победили мир те, чье сердце находится в равновесии, ибо безгрешно и уравновешено Брахмо, потому в Брахмо они пребывают.

20. Пусть не радуется, получив приятное, не колеблется, получив неприятное, не заблуждается стойкий духом, постигший Брахмо, утвердившийся в Брахмо.

21. Ко внешним касаниям не привязанный душой, находит он в Атмане счастье; духом преданный йоге Брахмо, он вкушает непреходящее блаженство.

22. Ибо наслаждения, которые (возникают) от соприкосновения, - лоно бедствий; они преходящи; Каунтея, не им радуется озаренный (буддха).

23. Кто может уже здесь, еще не свободный от тела, преодолеть стремление, возникающее от вожделения и гнева, тот предан, тот счастливый человек.

24. Кто счастлив внутри, радуется внутри, кто также озаряется изнутри, тот, йогин, достигает сущности Брахмо, нирваны Брахмо.

25. Получают нирвану Брахмо риши, уничтожившие грехи, расторгшие двойственность, обуздавшие себя, радующиеся благу всех.

26. Для отрешившихся от вожделения и гнева, подвизающихся, обуздавших мысли, познавших Атмана, близко пребывает нирвана Брахмо.

27. Внешние касания оттеснив вовне, направив взор в середину бровей, уровняв дыхание и выдыхание, движущееся в ноздрях,

28. Укротивший чувства, сердце и ум, стремящийся к окончательному освобождению муни, отогнавший желание, страх и гнев - навеки свободен.

29. Познав меня, вкушающего подвиги, жертву, Великого Владыку всех миров, друга всех существ, он достигает мира.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ, УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ И АРДЖУНЫ (ГЛАСИТ) ПЯТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ, ЙОГА ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ДЕЙСТВИЙ.


От переводчика

Глава V. Арджуна спрашивает о разнице между отречением от действий и йогой. Если йога есть «искусство в действиях», то как же понять наставления IV главы, особенно шлоку 19, где говоритгя о необходимости покинуть «все начинания». По существу V глава развивает дальше мысли, высказанные в IV главе. На вопрос Арджуны Шри-Кришна отвечает, что и отречение, и йога «к высшему благу ведут", однако йога превосходит саньясу. Эта же тема, только несколько варьированная, появляется еще раз в начале XVIII гл., Шри-Кришна снова дает определение отречения как сохранения равновесия в треволнениях жизни и утверждает единство Санкхьи и Йоги как двух сторон одного и того же процесса освобождения. Кришна настаивает снова, что достигнуть освобождения одним только рассуждением без праксиса, без йоги нельзя.

В главе V слово «санкхья» правильней всего понимать как «теоретическое размышление», а слово «йога» как «праксис» в смысле неоплатоников. Ниже будет показано, какое историческое содержание можно вложить в оба термина. Во всяком случае, и здесь уже можно подчеркнуть, что Гита не просто противополагает санкхью и йогу, но категорически настаивает на их конечном единстве и называет «детьми» тех, кто видит здесь разное. Трудно достигнуть отречения (саньясы) без йоги, то есть без праксиса, а преданный праксису молчальник (муни) быстро достигает Брахмо; такой человек не оскверняется делами, он знает, что не сам он действует, а «гуны вращаются в гунах». Йогин совершает действия только таттвами, то есть телесной своей стороной, включая сюда и буддхи, так как, согласно концепции санкхьи, душевные процессы материальны. Пуруша остается непривязанным. Так пребывает блаженный Владыка в «девятивратном граде» (теле), не совершая действий и не подвергаясь воздействию. Гита в согласии с основной философской концепцией Индии признает, что Пуруша не действует, но лишь созерцает, а природа вращается сама по себе (V, 14 и гл. XIII).

Нельзя не узнать здесь дуализма Санкхьи как философской школы с ее учением о бездеятельности Духа и деятельности Природы (Пракрита) и о полной их разделенности.

Шлоки 14—15 как бы противоречат шлокам 22—24 III главы и началу IV. Они развивают антитезу: «Я творец и нетворец» (IV, 13) и «Ни праведности, ни греха не принимает на себя Ишвара». Особенно этот стих кажется идущим вразрез со всем духом Гиты, так настойчиво говорящей о любви (бхакти) к Ишваре и о любовной связи между человеком и Единым, о принятии Единым лепестка, воды как дара любви и пр.

Конечно, в этом месте дан иной аспект божества, дан намек на тот «непреходящий мир», который мыслится в Едином, наряду с непреходящей его деятельностью. Однако следует обратить внимание на оборот, которым выражена эта мысль в тексте. Глагол «Да» с префиксом «а» употребляется в эпосе почти исключительно в средней, активная его форма почти утратилась, но все же, сохраняет свое значение •действуя для себя», не переводимым на другие языки, не сохранившие такой глагольной формы. Именно в этом грамматическом обороте дано разрешение противоречия: не для Единого нужна праведность, и не для него противен грех. Он стоит над тем и другим и не принимает ни того, ни другого «для себя». Лишь для человека он принимает его жертву как дар любви, для существ он воплощается и, становясь в основу природы (пракрити), действует. Он творец для мира, не творец для себя, Истинное знание Единого окутано неведеньем, но мудрость того, кто познал Единого, сияет, подобно солнцу (V, 16).

Мудрец всюду видит Одно, и мир подчиняется тому, кто всюду видит тождество; хотя Брахмо пребывает, как основа всех существ, всей Пракрити, но не оскверняется несовершенством преходящих форм. Счастлив лишь тот, кто, не привязанный ни к чему внешнему, находит счастье в самом себе и приближается силой йоги к Брахмо, кто до освобождения от тела преодолел желание. Кто счастлив внутренним, недоступным ничему внешнему счастьем, тот входит в нирвану Брахмо (V, 24). Эта шлока развивает мысль 72 шлоки II главы: глава V дает точное определение, что такое нирвана Брахмо, а также, что такое йогин.

Оба понятия характеризуются положительно, а не только отрицательно как в буддизме Хинаяны (малой колесницы).

Эта положительная характеристика не совпадает и с определением, даваемым Махаяной. Приближение к Бытию Брахмо создает в душе йогина тот недоступный внешним касаниям мир, тот покой Бытия, который и есть нирвана Брахмо. В основе такого покоя лежит непоколебимая вера в Единого как «Друга всех существ». В конце главы указаны и некоторые приемы, помогающие достижению покоя путем торможения нервной деятельности: фиксация взора, ритмическое дыхание.

V глава решает вопрос об отношении между отречением и йогой. Отречение рассматривается, как осознание тождества всего сущего, реализуемого в Брахмо. Познавший это тождество, реализовавший его в Себе, освобождается от вожделения, не связывает себя действиями, так как не привязан к плодам деятельности. Способ осуществления такого осознания есть йога, почему глава и называется «Карма-саньяса-йога».

Комментарии

К этому моменту у Арджуны вполне могла возникнуть путаница в понятиях. Кришна употребил слово «йога» в смысле шлок 2.48 и 2.50, как равновесие и искусство в действии. На момент беседы были известны медитационные техники, проводимые в определенных позах (лотос и т.д.), которые тоже назывались йогой. Были религиозные подвижники, уходившие в леса и горы, т.е. люди избравшие путь отречения. А также прозвучало наставление Кришны об отказе от желания плодов дел. Поэтому. Естественно, возникает вопрос: «Отрешение от действий, Кришна, также йогу ты восхваляешь, что лучше из этих двух – это скажи мне определенно». (5.1).

Взаимоотношение двух подходов к освобождению описывается в шлоках 5.2 – 5.6. Путь размышляющих и путь действующих приводят к одному плоду. Но отрешение трудно достижимо. Карма-йога превосходит отрешение от действий. Преданный йоге мудрец без замедления приходит к Брахмо.

Далее Кришна переходит к более полному описанию техники отрешения. В шлоке 5.7 дается указание о том, что кроме преданности, укрощения чувств, победы над собой требуется слияние духом с духом всех существ. Тогда действующий человек начинает ощущать целокупность мира, о которой говорилось в 3.20 и 3.25. Осуществляя все действия, человек осознает, что это органы чувств общаются с предметами чувств, а не он (3.8 – 3.9).

В шлоках 5.10 и 5.11 содержатся две психологические установки, которые могут помочь человеку. Первая – это посвящение всех действий Брахмо, об этом подробно говорилось в предыдущей главе. Вторая установка – совершай действия для самоочищения. Как переваренная пища требует очищения кишечника, так игра гун природы требует от человека действий. Покинув сердцем плоды дел, человек получает совершенный мир, не расколотый признаками двойственности. Непреданный йоге человек силой вожделения, привязанный к плодам, попадает в узы (5.12) и мир для него становится несовершенным.

В следующих трех шлоках Кришна дает разъяснения о Властителе, пребывающем в девятивратном граде (т.е. в человеческом теле). Властитель может быть соотнесен с Воплощенным из главы 2. Он счастливо пребывает не совершая действий и никого не заставляя что либо совершать. Ни деятельности, ни дел не создает Владыка мира, ни соединения с плодом, однако самосущная природа развивается. На мой взгляд, здесь повторяется идея, изложенная в стихе 2.19 «… Он не убивает и не может быть убитым». Он не требует от нас конкретных дел и не принимает на себя наши заслуги и грехи. Неведением этого ослепляется мудрость.

Далее описывается опыт религиозного переживания человека, который знанием Атмана уничтожит неведение. Такой человек постигает высочайшее То. Постигая То, в Том познав себя, поставив То высшей целью идут к освобождению люди. Постижение, которое они переживают, приводит к тому, что во всех вещах они начинают видеть одно и тоже (5.15 – 5.18). Это очень сильное утверждение, т.к. в один ряд поставлены брамин и неприкасаемый.

Победа над миром достигается уравновешенным сердцем (5.19). Иисус Христос говорил своим ученикам Иоанн 16.31«… мужайтесь, Я победил мир», т.е. он прошел эту стадию духовного роста. Такие люди уже пребывают в Брахмо, ибо Оно безгрешно и уравновешено.

Шлоки 5.20 – 5.24 дают прямое указание на источник радости для мудрого йогина. Пусть не радуется, получив приятное, не колеблется, получив неприятное. К внешним касаниям непривязанный душой, в Атмане находит счастье. Наслаждения, возникающие от соприкосновений преходящи, не им радуется озаренный. Счастлив тот, кто может еще находясь в теле преодолеть стремления, возникающие от вожделения и гнева. Кто счастлив ВНУТРИ, радуется ВНУТРИ, кто также озаряется ИЗНУТРИ, тот достигает нирваны Брахмо. Таким образом Кришна прямо дает направление поиска счастья, при этом оно совпадает с поиском нирваны. Духовное развитие не противоречит естественному желанию счастья.

В конце этой главы Кришна еще раз акцентирует внимание на основных положениях, которые он пытается донести до Арджуны.и Получают нирвану, те кто уничтожили грехи (пламенем мудрости), расторгли тиски двойственности, взяли под контроль свои эмоции, радующиеся благу всех существ, т.е. действующие в целях целокупности мира (5.25).

Действующие люди, которые отрешились от вожделения и гнева, и которые обуздали мысли, находятся близко от нирваны Брахмо (5.26). Для того чтобы ее достичь необходимо провести действия, предусмотренные в 5.27 – 5.29. Следует познать Кришну, как вкушающего все подвиги и жертвы, друга всех существ и Владыку всех миров. Для этого надо оттеснить внешние касания во вне, сосредоточить внимание между бровями, уровнять чувства, мысли и дыхание, отогнать желание страх и гнев. Достигнув таким образом мира внутри себя можно познать Кришну.

Volkswagen SHARAN / FORD GALAXY / SEAT ALHAMBRA с 1995 года выпуска » Библиотека книг guchumkali Устройство, обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобилей VW Sharan, Ford Galaxy и Seat Alhambra с бензиновыми двигателя 1.8;2.0;2.3;2.8 и дизельным двигателем 1,9.Руководство составлено на ос