Глава 7

Шри-Бхагаван сказал:

1. Мне преданный сердцем, о Партха, упражняясь в йоге, (под) моим кровом, так несомненно и полно ты познаешь меня, этому внемли.

2. Это знание и осуществление знания я сообщу тебе исчерпывающе: для знающего это здесь не остается больше ничего другого для познавания.

3. Из тысяч людей едва ли кто-либо (один) стремится к совершенству; из стремящихся и достигших успеха едва ли кто-либо (один) поистине знает меня.

4. Земля, вода, огонь, воздух, эфир, манас, буддхи, принцип личности (аханкара) - вот моя восьмерично разделенная природа (пракрити).

5. Низшая она, но узнай отличную от нее, мою Высшую Природу, Душу Живую, о мощный; ею держится этот преходящий мир.

6. Все существа - ее лона, постигни это. Я всего мира начало, а также конец (пралая).

7. Выше меня нет ничего, Дхананджая, на меня все это нанизано, как жемчужины на нить.

8. Я вкус в воде, о Каунтея, я блеск в луне и солнце, я животворящее Слово (Пранава) во всех Ведах, звук в пространстве, человечность в людях;

9. Чистый запах в земле; я блеск в огне, жизнь - во всех существах; я подвиг подвижников.

10. Знай меня, Партха, как вечное семя всех существ; я мудрость мудрых, я великолепие великолепных;

11. Я сила сильных, свободных от вожделений и страсти; я в существах желание, не противоречащее закону, о бык среди Бхарат.

12. Состояния саттва, раджас и тамас, знай, что они от меня (происходят); ибо не я в них, а они во мне.

13. Этими тремя состояниями весь этот (преходящий) мир, введенный в заблуждение, не познает меня, пребывающего над ними, непреходящего.

14. Ибо божественна эта, состоящая из гун (качеств) моя труднопреодолимая майя; те же, которые обращаются ко мне, преодолевают эту майю.

15. Безумные, творящие зло, ничтожнейшие люди не обращаются ко мне; лишенные моей майей знания, они полагаются на природу асуров (демонов).

16. Четыре рода праведных людей почитают меня, Арджуна: страдающие, стремящиеся к знанию, стремящиеся к обладанию и мудрые, о бык среди людей.

17. Из них мудрый выделяется как постоянно преданный, чтущий Единого, дорог я мудрому чрезвычайно, и он Дорог мне.

18. Все они высоко достигшие, но мудрый подобен мне, считаю я, ибо он, преданный духом, достигает меня, непревосходимого Пути.

19. После многих рождений мудрый достигает меня: «Васудэва есть все», - говорит трудно находимый махатма.

20. Те же, чье знание увлечено различными вожделениями, обращаются к иным богам, соблюдая различные обеты, понуждаемые собственной природой.

21. Какие бы образы ни стремился почитать с верой поклонник, его непоколебимую веру я даю ему.

22. Он, утвержденный этой верой, стремится к его (образа) благосклонности; от него получает желаемое благо, но дается оно мной.

23. Но преходящим бывает этот плод их, маломудрых: к богам идут приносящие жертву богам, но мои бхакты идут ко мне.

24. Меня, непроявленного, достигшим проявления считают неразумные, не ведая моего запредельного, непреходящего, непревосходимого Бытия.

25. Я не для всех постижим, облеченный в йогамайю (иллюзию природы); этот заблуждающийся мир не познает меня, нерожденного, непреходящего.

26. Я знаю бывшие существа, настоящие и будущие, Арджуна, меня же не знает никто.

27. Заблуждением двойственности, возникшим из отвращения и влечения, о Бхарата, все существа (в этом) мире идут к ослеплению, о подвижник.

28. Но праведные люди, чей грех уничтожен, освобожденные от заблуждения и двойственности, почитают меня, твердые в обетах.

29. Те, кто, ища убежища у меня, стремятся к освобождению от старости и смерти, познают полностью Брахмо, высшего Атмана и всю Карму.

30. Те, которые знают меня как Высшее Бытие, Высочайшего Бога, Высочайшую Жертву, в час ухода познают меня, преданные духом.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ, УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ И АРДЖУНЫ (ГЛАСИТ) СЕДЬМАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ, ЙОГА ПОЗНАНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ


От переводчика

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 7

Глава VII называется «Джнана-виджнана йога». Продолжая мысль предыдущей главы, Шри-Кришна в полноте объясняет Арджуне как можно познать Пурушоттаму методом йоги. Это познание он называет «джнана савиджнана», то есть знание, совместно с его реализацией, действенное знание, а не просто теоретическое и отвлеченное, йога приводит к Цели, но достижение ее бесконечно трудно: из тысячи людей едва ли один ее ищет, а из тысячи ищущих едва ли один постигает Единого.

Следуя методу Санкхьи, Гита начинает учение о духе (пневматологию) учением о природе. Первые шлоки VII главы перечисляют элементы пракрити так, как они перечисляются в системе Санкхьи, принятой в Махабхарате, но с некоторым вариантом: в Санкхье высшим элементом Пракрити обычно считается буддхи( махат), тогда как Гита во главу пракрити ставит аханкара. Впрочем, такая перестановка не является решающей для системы. Перечисленные элементы составляют «низшую Пракрити» (природу). Шлока 5 говорит о «высшей Пракрити», «живой душе» дживе, дживабхуте, Джива есть индивидуальная Мировая Душа, Ишвара. Он поддерживает весь мир и порождает все существа. Учение о «второй Пракрита» является одним из основных отличительных признаков ранней Санкхьи. Уже одна эта черта существенно разделяет эпическую и классическую Санкхью, так как классическая Санкхья не признает Мировой Души, а потому и является атеистической, что не мешает ей быть дуалистичной. Смешение двух Санкхьий не раз приводило исследователей к большой путанице, в частности к полному непониманию Гиты, из которой вследствие такого непонимания начинали «делать окрошку».

Итак, в VII главе развивается учение о низшей и высшей пракрити и о Пурушоттаме. В шлоках 7—12 изложена концепция тео-пантеизма с учением об Ишваре и его силовых проявлениях (вибхути), а в шлоке 13 утверждается чистый Дух, пребывающий над гунами и несвязанный ими.

Учение о трех гунах приводит к учению о майе, но не как о мировой иллюзии, абсолютной нереальности, так понимают майю ведантисты (Шанкара), а как о божественной силе (шакти), проявляющейся в Гунах. Шлоки 16—30 говорят о стремящемся к Высшему, о стремящихся к частным формам божества (дэва) и о мудреце, преодолевшем зти частные образы, поистине достигшем единственно реальной цели — освобождения. Гита настаивает на значении бхакти для этой цели.

Глава заканчивается утверждением, что истинный бхакта освобождается от старости и смерти и полно познает Брахмо, Высшего Атмана и Карму. Бхагаван есть Высшее Бытие, Высший Бог и Высшая Жертва. Кто это знает, тот в час ухода познает его. В этих шлоках (20—30) важно различение Атмана и Брахмо. Такое различение уже встречается в Упанишадах и представляет большой исторический интерес, так как является весьма важным моментом для правильного исторического понимания Гиты.

Комментарии

КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 7

Седьмая глава начинается словами Кришны о том, что он сообщит Арджуне знание, которое освобождает от необходимости знать еще что то. Знание доступно тем, кто упражняется в йоге под покровительством самого Кришны. Это знание редко встречается среди людей. Из тысячи человек едва ли один стремится к совершенству. Из тех кто стремился и достиг совершенства едва ли один доподлинно знает Кришну (7.1 – 7.3). Этими словами Кришна подчеркивает уникальность соответствующего знания. Ведь можно достичь совершенства и все равно не понимать этого.

В следующих шлоках 7.4 – 7.14 с помощью разных образов Кришна пытается передать взаимоотношение между Духом и Материей. В 7.4 Он описывает строение Материи (пракрити), состоящей из восьми видов энергий. Это низшая природа. Высшая Природа - Живая Душа, ей держится преходящий мир и все существа это ее лона. Кришна же начало всего мира и конец (7.5 – 7.6). Таким образом Живая Душа пребывает в каждом существе как в своем лоне (убежище, возможен вариант влагалище). Кришна же это сила рождения и смерти всех существ. Душа едина и человек через свою душу может соприкасаться с Душой всех существ. Далее Кришна поясняет (7.7), что выше его уже ничего нет и все это нанизано на него как жемчужины на нить.

Образ жемчужин, нанизанных на нить можно также сравнить с образом волн в океане. Каждая жемчужина или волна символизирует некоторое существо или явление, которое возникает силой Живой Души развивается и прекращает свое существование. В образе с волной она встает из основной массы воды и туда же возвращается. В образе с жемчужинами Кришна говорит о том, что он нить, на которой находится начало и конец существования любого явления.

Органы чувств в мировоззрении древних индийцев соотносятся с основными первоэлементами. Обоняние с землей, вкус с водой, зрение с огнем, осязание с воздухом, слух с эфиром. В шлоках 7.7 – 7.9 Кришна говорит о том, что Он проявляется как вкус в во вкусовых ощущениях и т.д. Здесь скорее всего подразумевается не как конкретный вкус соленый или сладкий, а как вообще способность ощущать вкус в предметах. И так со всеми органами чувств. Здесь можно провести некоторую аналогию с пространством чистых идей Платона. Далее Кришна подчеркивает, что Он также животворящее Слово во всех Ведах, т.е. он смысл слов, которые увеличивают жизненность. И самое сильное утверждение « Я человечность в людях!», т.е. те свойства, которые отличают людей от животных происходят от присутствия в нас Кришны. Термин "человечность" имеет также перевод как "сексуальность".

Далее Он раскрывает это понятие на конкретных проявлениях: духовный подвиг подвижников, великолепие великолепных, мудрость мудрых, сила сильных и желание не противоречащее закону. И делая связку с общей космогонической проблематикой Кришна говорит, что Он жизнь во всех существах, не только начало и конец, а также он вечное семя для каждого, из которого все существа произрастают (7.10 – 7.11). Сравнивая с главой 2.18 – 2.22 можно отметить явную параллель между вечным семенем и Воплощенным, который меняет тела как одежды.

Для Индийской философии одним из основных понятий является концепции гун природы Это саттва, раджас и тамас. Игра гун создает весь преходящий мир. Это божественная майя самого Кришны. Люди, которые увлечены этой игрой ей же лишаются истинного знания. Они в своих стремлениях обращаются к асурам, которые происходят из гуны раджас. Поэтому такие люди никогда не могут познать Кришну. И только те кто обращается к Кришне могут преодолеть эту божественную майю и познать непреходящее. Гуны возникли от Кришны, они в нем, а не наоборот (7.12 – 7.15).

В шлоке 7.16 Кришна перечисляет круг людей, которые почитают именно его. Это все праведные люди но с разными жизненными устремлениями. Первый тип людей – страдающие. Пожалуй наиболее типичным примером может служить Будда Гаутама, который очень остро переживал пребывание в этом мире и создал теорию избавления от страдания. Второй класс людей – это люди, стремящиеся к знанию. Ранее уже упоминалось, что постижение Кришны приводит к состоянию, в котором человек понимает, что познавать более нечего. Третий класс людей – это люди, стремящиеся к обладанию. Скорее всего здесь подразумевается обладание магической силой, к которой стремятся адепты йоги. Коль скоро все гуны происходят от Кришны, то и обладание силами идет от него. Второй смысл этого положения может быть связан с тем, что бог богатства Кубера является одним из проявлений Кришны. Таким образом люди, стремящиеся к земному богатству также в первую очередь должны почитать Кришну.

Далее Кришна говорит о том, что ему наиболее дороги мудрые люди, которые преданы Единому и которые понимают, что Васудева (Кришна) есть все. Они по структуре психики подобны самому Кришне и наиболее преданы ему (7.17 – 7.19).

Люди, увлеченные преходящими явлениями этого мира, почитают других богов и им подносят жертвы. Но, как замечает Кришна, сила их веры в своих богов и, в конечном счете, сами блага, которые люди просят у этих богов и получают от них, происходят от Кришны. Плод этих поступков является преходящим, а люди почитающие самого Кришну идут к непреходящему началу (7.20 – 7.23).

Ошибка этих людей состоит в том, что они считают Кришну, проявленным наряду с другими богами. Они не ведают его запредельного, непреходящего и непревосходимого Бытия. Скрытый йогомайей Кришна трудно постижим. Ему ведомы бывшие, настоящие и будущие существа, Его не знает никто. (7.24 – 7.26).

Люди ослеплены заблуждением двойственности (добра и зла). Но праведники, почитающие Кришну и преодолевшие двойственность, ищут освобождения от старости и смерти. Постоянно преданные Кришне они постигают полностью Брахмо, высшего Атмана и всю Карму. Те, кто знает Кришну, как Высшее Бытие, в час ухода познают и Кришну. (7.27 – 7.30). Основной мотив этих шлок состоит в том, что люди, ищущие Высшего бытия, могут постичь и Брахмо и Атмана и Карму. Те, кто ослеплен заблуждением греха и праведности, не смогут этого постичь и будут всю жизнь получать только частные результаты. В христианстве соответствующая идея выражена словами «Ищете прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все вам приложится» Матф.6.33. «Это все» относится к одежде пище и т.д. т.е. та же мысль о поиске Высшего бытия и Высшей правды.

SPONSOR