Глава 9

Шри-Бхагаван сказал:

1. Я возвещу тебе это наитайнейшее знание и осуществление знания, о безупречный, познав которое, ты от неблагого освободишься.

2. Царственная наука, царственная тайна, это - высочайший очиститель; наглядная, достижимая, закономерная, легко выполнимая, непреходящая.

3. Люди, не верующие в этот закон, о подвижник, не достигнув меня, возвращаются путями смерти и самсары.

4. Мной в непроявленном виде распростерт весь (подвижный) мир, во мне пребывают все существа, но я не пребываю в них.

5. Но и не пребывают во мне существа, виждь мою владычную йогу; носитель существ, но не пребывающий в существах я сам производитель существ.

6. Как всепроникающий великий Ветер всегда пребывает в пространстве, так все существа пребывают во -мне; это постигни.

7. Все существа, Каунтея, входят в мою природу в конце кальпы; снова в начале кальпы я их произвожу.

8. Пребывая вне собственной природы (пракрита), я произвожу снова и снова все это множество существ, помимо (их) воли, по воле природы.

9. И не связывают меня эти действия, Дхананджая, пребывающего безучастным, не привязанного к этим действиям.

10. Под моим наблюдением природа производит подвижное и неподвижное, по этой причине, Каунтея, вращается (преходящий) мир.

11. Безумные презирают меня, принимающего человеческий образ, не ведая моей Высшей Сути, Великого Владыки существ.

12. Тщетны надежды, тщетны дела, тщетно знание неразумных, предавшихся бесовской (ракшасной), демонической (асурической), заблудшей природе.

13. А махатмы, о Партха, прибегая к божественной природе, почитают нераздельной мыслью меня, познав Непреходящее Начало существ.

14. Постоянно прославляя меня, подвизающиеся, твердые в обетах, поклоняясь мне, о Партха, чтят (меня) благоговейно постоянно преданные.

15. Иные также, жертвуя жертвой мудрости, почитают меня как Единого, как многочастно-разделенного, вездесущего.

16. Я обряд жертвоприношения, я жертва, я возлияние предкам, я корни, я мантра, я очищенное масло, я огонь, я возношенье.

17. Я Отец этого (преходящего) мира, Мать, Творец, Предок, предмет знания, очиститель, слог АУМ, Риг, Сама, также Яджур.

18. Путь, Супруг, Владыка, Свидетель, Обитель, Покров, Друг, Возникновенье, Исчезновенье, Опора, Сокровище, Непреходящее Семя;

19. Я пламенею, я задерживаю и посылаю дождь, я бессмертие, а также смерть, я Бытие и Небытие; Арджуна;

20. Знатоки трех (Вед), пьющие сому, очищенные от грехов, принося жертвы, просят у меня небесного пути; достигнув чистого мира владыки богов, они вкушают дивные божественные наслаждения.

21. Насладясь этим обширным райским миром, исчерпав заслуги, они попадают в мир смертных; так, следуя тройственному закону (Вед), желая желаний, они получают восхождение и нисхождение.

22. Тех же людей, постоянно преданных, которые, не думая о другом, чтят меня, я ввожу в покой йоги.

23. Те же, которые, поклоняясь другим богам, жертвуют полные веры, те также, о Каунтея, жертвуют мне, хотя и не по древнему закону.

24. Ибо я вкуситель и владыка всех жертв, но меня они поистине не познают и потому отпадают.

25. Идут к богам служащие богам; идут к предкам служащие предкам, к духам (бхута) идут жертвующие духам, жертвующие мне идут ко мне.

26. Лист, цветок, плод, воду ко мне с благоговением приносит, это принесенное с благоговением я принимаю от смиренного духом-.

27. Что бы ты ни делал, что бы ты ни вкушал, что бы ты ни приносил в жертву, что бы ты ни давал, какой бы подвиг ни совершал, Каунтея, совершай это, как приношение мне.

28. Так ты освободишься от хороших и дурных плодов, от уз кармы; приобщаясь йоге отречения, освобожденный, ты приблизишься ко мне.

29. Я одинаков ко всем существам, нет для меня ни ненавистного, ни дорогого; те же бхакты, которые поклоняются мне, они во мне, и я в них.

30. Даже если очень дурно поступающий поклоняется мне, не поклоняясь иному, его можно считать праведным, ибо он решил правильно.

31. Скоро он станет праведником и войдет в вечный покой. О Каунтея, познай, поклоняющийся мне не погибнет.

32. Ибо ищущие крова у меня, Партха, хотя б они были и дурного рождения: женщины, вайшьи, даже шудры идут высочайшим .путем.

33. Тем более чистые брамины, благочестивые, царственные риши; вступив в этот непостоянный, безрадостный мир, поклоняйся мне.

34. Размышляй обо мне, почитай меня, жертвуй мне, совершай поклонение мне; так ты придешь ко мне, предавшись мне (поставив) меня высшей Целью.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ, УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРН-КРИШНЫ И АРДЖУНЫ (ГЛАСИТ) ДЕВЯТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ ЙОГА ЦАРСТВЕННОГО ЗНАНИЯ И ЦАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ


От переводчика

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 9

Глава IX трактуете «царственном знании и царственной тайне» (таково название главы). В ней разбирается отношение Непроявленного к проявленному и понимание Пракрити как мировой души, носительницы всех существ.

Пракрити, природа, рассматривается Гитой не как майя Веданты и не как самостоятельное начало в духе поздней Санкхьи, но как проявление силы единого, йоги Ишвары. Понятие йога в этой главе близко позднейшему понятию шакти в Тантрах. Нужно подчеркнуть, что термин йога в смысле шакти характерен для ранней Санкхьи.

В изложении учения о сутях (таттва) Гита пользуется терминологией, общей для ранней и поздней Санкхыи и вообще принятой в индийской философской литературе. Таким образом, это обстоятельство еще не дает основания для утверждения синкретизма Гиты: учение о таттвах, с его общепринятой терминологией, не специфичной для Санкхьи. Важно учитывать не общность терминов, как таковых, ибо они сохранялись в индийской философии на протяжении многих веков, а то значение, которое придано данным терминам в философском памятнике, важна система, слагаемая из общих элементов.

Напомним, что и основоположник школы Веданты Шанкара пользуется некоторыми терминами Санкхьи в изложении своего учения о майе, что отнюдь не является причиной для смешения столь разных систем, как Ведантизм и Санкхья. И в этой главе Гита касается вопроса о вибхути, затронутого уже в VII главе. В XV главе также упоминается о вибхути, а глава Х специально посвящена этому вопросу.

Такое повторение характерно для индийской (и вообще восточной) литературы, и его нельзя рассматривать, как особенность данного памятника, а тем более, как черту, свидетельствующую о его «мозаичности».

Однако настойчивое возвращение к вопросу показывает его существенное значение для данного произведения, для данной системы. Характерно утверждение Шри-Кришны, что все существа возвращаются в «его собственную природу». Оно совершенно несовместимо с учением классической Санкхьи, рассматривающей мировой эволюционный процесс в духе монологии: у каждого существа есть свой мир, не сообщающийся с другими: каждый Пуруша уходит в свое единство, полностью отделяясь от всего остального (кайвалья). Идея общей Пракрита, в которой растворяются частные природы существ и претворяются в ней, свойственна не только философским текстам Махабхараты, но и эпическим, что важно учесть для понимания связи Гиты с Махабхаратой, как с целым. Так, Кришна, в книге «Путешествие Бхагавагана», V, 72, 17 (см. вып. III, с. 247), говоря о «злой природе кауравов», утверждает, что она полностью и на «долгие времена» погрузится в небытие (абхава) и претворится в природе (пракрити) самого Кришны. Для выражения идеи Мировой Души Гита в данной главе пользуется образом всепроникающего акаши.

При переводе 8-й шлоки возникают довольно большие трудности: «Находясь вне собственной природы, я снова и снова произвожу множество существ...». За приводимое понимание говорит традиция схолиастов. Так, Шанкара толкует выражение в смысле управляя, властвуя. Однако прямое и первичное значение слова позволяет придать переводу вышеприведенный оттенок, ибо первое значение предлога ауа есть от-, раз-, вниз. Если так понимать данную шлоку, то разрешается парадокс шлок 4—5: дальнейшее развивает мысль, выраженную в VII, 5. В таком случае са шлоки 9 не нужно принимать как противопоставление.

Правильное понимание шлоки возможно только при учете всего контекста и зависит от установки переводчика, так как сама по себе шлока дает возможность почти диаметрально противоположных пониманий. Учение о бездействии Духа свойственно не только поздней, но и ранней Санкхье равно, как и Упанишадам, и поэтому нет ничего неожиданного в данном утверждении Гиты. Эта мысль подробно развита в гл. XIII. Однако данную шлоку можно понимать и иначе.

Глава IX, в частности данная шлока, давала повод обвинять Гиту в синкретизме, что свидетельствовало бы о ее относительно позднем происхождении. Разобрать этот вопрос возможно только при подробном рассмотрении положения Гиты в индийской философии вообще. Здесь приходится ограничиться упоминанием, что индийскую мысль на протяжении веков занимал вопрос о противоречии абсолютного и относительного и, в частности, о возможности действия (а следовательно, и перемен) Абсолюта.

Как известно, последней крупной попыткой в индийской философии отстоять монизм является учение Тантр о Шакти, как о деятельном аспекте божества, символически выражаемом его женской ипостасью. Нельзя безоговорочно обвинять Гиту в синкретизме только потому, что она в понимании адвайта не следует школе Веданты, как понимал ее Шанкара, проповедовавший абсолютный монизм.

Философия Махабхараты в целом есть философия ранней Санкхьи с ее относительным монизмом. Через школу Рамануджи относительный монизм, стремящийся разрешить противоречие абсолютное — относительное, проходит через весь вишнуизм, вплоть до поздних бенгальских школ. Как уже упомянуто, относителеный монизм был отчасти воспринят и шиваизмом, так как Тантры родились в недрах шиваизма.

Гита не занимается смешением философских элементов адвайтизма с народными верованиями бхагаватов, но стоит на иной позиции, чем абсолютный адвайтизм, давший свою особую линию развития философской мысли Индии.

Антитеза абсолют — относительное (личное) является одной из труднейших философских проблем, над которой веками, если не тысячелетиями, билась человеческая мысль. Гита разрешает проолему как учение о Пурушоттаме и двух пурушах и считает синтез этой дилемы, разрешение парадокса, «царственным знанием».

Комментарии

КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 9

Утвердив себя как Вечное Непроявленное Непреходящее Бытие (8.20), Кришна начинает рассказ о том, как он связан с этим преходящим миром и каково его влияние на него. Это знание он называет Царственной наукой, царственной тайной. Оно является высшим очистителем души, освобождающим от неблагого (9.1 –9.3). Люди, которые игнорируют это знание возвращаются путями смерти и самсары.

Взаимосвязь проявленного мира с Непроявленным изложена в форме ассоциаций в шлоках 9.4 – 9.10. Отметим следующие особенности. Хоть Кришна Непроявлен, им распростерта вся вселенная. Все существа пребывают в нем, но не наоборот. А также не пребывают существа в Кришне это эффект его йоги. Чтобы както разъяснить это противоречие с пребыванием и не пребыванием существ в непроявленном, Кришна приводит такой пример: как Великий всепроникающий ветер дует в пространстве, так все существа пребывают во мне. Здесь надо почувствовать приведенную ассоциацию, т.к. логически утверждение противоречиво.

В начале кальпы (периода существования вселенной) все существа выходят их Непроявленного, и в конце возвращаются в него. Это происходит не по их воле, а по воле природы, которая действует под наблюдением Кришны. Сам Кришна безучастен к этим действиям и они его не пятнают.

Далее следует очень сильное утверждение 9.11. «Безумные презирают меня, принимающего человеческий образ, не ведая моей Высшей Сути, Владыки всех существ». Это утверждение, конечно, можно применить к конкретному воплощению Кришны и тогда получится простенькая история. Глупые люди не видят великих посвященных Крину, Христа и т.д. Но, на мой взгляд, здесь заложена значительно более сильная идея. Кришна в преходящем мире проявляет себя как люди. Аналогичный тезис в христианстве звучит так: человек создан по образцу и подобию божьему и Сын Человеческий имеет всю власть, переданную ему Богом. В таком аспекте это утверждение подчеркивает Божественный потенциал в каждом человеке. Неразумные люди ищут союзников среди более мелких Богов, при этом забывая о своем собственном всемогущем потенциале, что естественно глупо.

Однако 9.12, тщетны их дела и их усилия. Делая ставку на асурические силы природы они впадают в заблуждение. Махатмы, которые обращаются к божественной природе, поклоняясь Кришне, познают Его как Непрехдящее Начало всех существ. Другие, жертвуя жертвой мудрости, познаюит Кришну как Единого, многочастно-разделенного и вездесущего. Таким образом, при разных личных психологических установках люди приходят к познанию Кришны, но в разных его аспектах (9.13 – 9.15).

В шлоках 9.16 – 9.18 Кришна приводит перечень религиозных понятий, традиционных для ведического учения, в которых его можно познать. Здесь и понятия Отец, Мать, Предок, Путь, Обитель и т.д. Разные школы и течения выдвигают на первое место одно или несколько из этих понятий, работая с которыми человек получает духовное развитие. Особое внимание надо обратить на 9.16, где Он идентифицирует себя как жертвенность во всех ее проявлениях и как обряд и как чувство и как пожиратель жертвы. Здесь аналогия с праведностью праведных и вдобавок полный процесс в материальном мире.

Шлока 9.19 содержит очередное внешне противоречивое утверждение: «.. я бессмертие, а также смерть, я Бытие и Небытие,». Этими утверждениями Он подчеркивает свою Непроявленность, которая реализуется в противоположных процессах. Далее Кришна описывает участь тех, кто желает желаний. Эти люди совершая религиозную практику, предусмотренную Ведами, попадают в райские кущи. Насладившись блаженством они идут в мир смертных, получая таким образом восхождение и нисхождение. Идея вечного ада и вечного рая отсутствует в индийской философии. Конечные дела порождают конечные последствия (9.20 – 9.21).

Далее Кришна объясняет эффект приносимой жертвы. Кому люди жертвуют, туда они и идут. Жертвующие богам идут к богам, жертвующие предкам идут к предкам. Но несмотря на все многообразие жертв разным богам все они являются жертвой Кришне (ибо он владыка и вкуситель всех жертв) и от него получает человек желанное благо (7.22). Коль скоро эти жертвы не направлены непосредственно к Кришне, то эти люди не могут его постигнуть. Для познания Кришны необходимо все свои дела, все подвиги совершать как жертву Кришне с чувством благоговения. Таких людей Кришна вводит в покой Йоги (9.22 – 9.27).

Такой стиль жизни приводит к освобождению от уз кармы, от дурных и хороших ее плодов. Силой йоги отречения приближаются к Нему. Кришна ко всем одинаков, у него нет избранных. Люди любящие его в нем и он в них. Поклонение Кришне в любых его аспектах спасает даже дурных людей, тем более праведных. Основная дорога к нему лежит через размышление о Нем, почитание Его, Жертве Ему и желание достичь Его как Высшая цель в жизни.

Название главы говорит о царственной науке и царственной тайне. Его можно сопоставить с образом жизни царей. Это люди, ведущие активный образ жизни, принимающие важные для страны решения, вершащие суд и ведущие войны. Последний раздел говорит о том, как достигать Высшего Пути находясь в толчее дел.

SPONSOR