Глава 10

Шри-Бхагаван сказал:

1. Итак, снова, о долгорукий, внемли моему высочайшему слову, которое я возвещу тебе любимому, желая блага.

2. Моего происхождения не знают ни множество богов, ни великие риши, ибо я Начало всех богов и великих ришей.

3. Кто знает меня, нерожденного, безначального, великого владыку мира, не заблуждающийся среди смертных, (тот) освобождается от всех грехов.

4. Разум, познание, отсутствие заблуждения, терпенье, правдивость, самообладание, умиротворение, радость, страдание, возникновение и разрушение, страх и бесстрашие,

5. Кротость, уравновешенность, удовлетворенность, подвижничество, щедрость, честь и бесчестие - таковы разнообразные состояния существ, от меня (происходящие).

6. Семь великих, древних риши, также четыре Ману рождены от моей сути умом; их мир - эти существа.

7. Кто поистине знает эти мои проявленья и йогу, тот приобщается непоколебимой йоге, в этом нет сомнений.

8. Я Начало вселенной, от меня происходит все; постигая это, меня почитают озаренные, преисполненные любовью.

9. Размышляя обо мне, предав мне жизнь, они научают друг друга, постоянно обо мне беседуют, ублажаются и радуются.

10. Им, постоянно преданным, преклоняющимся, в силу любви, я дарую то приобщение мудрости (буддхи-йога), посредством которого они достигают меня.

11. Ради сострадания пребывая в их собственной сути, я уничтожаю их рожденную от незнанья тьму сияющим светильником мудрости.

Арджуна сказал:

12. Ты Высшее Брахмо, высший Кров, высший Очиститель; вечным Божественным Духом, изначальным Богом, нерожденным, высочайшим господом,

13. Именуют тебя все риши, также божественный риши Нарада, Асита, Дэвала, Вьяса; ты сам то же говоришь мне.

14. Праведным я полагаю все то, что ты сказал мне, Кешава, но твоего проявленья, Владыка, не знают, ни боги, ни данавы.

15. Сам ты знаешь себя через себя, о Пурушоттама; начало существ, господь всех существ, бог богов, владыка мира!

16. Соблаговоли сказать исчерпывающе - ибо дивно твое силопроявление (вибхути) - какими силопроявлениями, преисполнив эти миры, ты пребываешь.

17. Как познаю тебя, о йогин, всегда размышляя о тебе; в каких, каких образах (бхава), владыка, мыслим ты для меня?

18. Подробно твою йогу и силопроявление, Джанардана, снова поведай; нет для меня насыщения в амрите внимания (тебе).

Шри-Бхагаван сказал:

19. Да будет! Я поведаю тебе - ибо дивны мои силопроявления - важнейшее, о лучший Куру, ибо нет конца моему силопроявленью.

20. Я сам, о Гудакеша, стою в сердце всех существ; я начало, середина, конец существ.

21. Из Адитьев я Вишну; из светил я лучезарное Солнце; из Марут я Маричи; среди созвездий я Луна.

22. Из Вед я Сама-Веда; из богов я Васава (Индра); из чувств я манас; в существах я - сознание;

23. Из Рудров я Шанкара; из якша-ракшасов я (Кубера) Владыка Сокровищ; из Васу я Павака; из гор я Меру.

24. Из домашних жрецов знай меня, о Партха, как главного Брихаспати; из полководцев я Сканда; из водовместилищ я Океан.

25. Из великих риши я Бхригу; из слов я Единое Бесконечное; из жертвоприношений я жертва шепота мантры; из устойчивых я Хималая;

26. Из деревьев я ашваттха; из дэвариши я Нарада; из гандхарвов я Читраратха; из блаженных я муни Капила;

27. Из коней знай меня, как Уччайшраву, возникшего из амриты; из царственных слонов я Айравата; из мужей я царь витязей;

28. Из оружий я Ваджра; из коров я Камадук; из порождающих я Кандарпа; из змиев я Васуки;

29. Из нагов я Ананта; из обитателей вод я Варуна; из предков я Арьяман; из вожатых я Яма.

30. Из дайтьев я Прахлада; из счетчиков я Время; из зверей я царь зверей; из птиц я Вайнатея;

31. Из очистителей я Ветер; из носящих оружье я Рама; из рыб я Макара; из потоков я Джахнави;

32. Я начало, конец, а также середина творений, Арджуна; из наук я есмь учение о Высшем Атмане; я речь одаренных словом.

33. Из букв я «А»; из сочетаний я двоица; я нескончаемое время, творец всюдуликий.

34. Я всеуносящая смерть; я возникновение долженствующего возникнуть; в женщинах я слава, красота, речь, память, рассудительность, стойкость, стыдливость.

35. Брихатсаман из гимнов; из размеров я гаятри; из месяцев я Маргаширша; из времен года я время цветенья;

36. Из обманывающих я игральные кости; я великолепие великолепных; я победа, я решимость, я правда правдивых.

37. Из рода Вришни я Васудэва; из пандавов - Дхананджая; из муни я Вьяса; из певцов я Ушана-певец.

38. Я скипетр правителей; я государственность стремящихся к победе; я безмолвие тайн; я знание познающих.

39. То, что во всех существах есть семя, это - я, о Арджуна; и нет существа, подвижного или неподвижного, которое было бы лишено меня.

40. Нет конца моим божественным проявленьям, о подвижник; так вкратце сказано мной о разнообразных силопроявлениях.

41. Все, что мощно, истинно, прекрасно, крепко, это все, постигни, возникло из частицы моего великолепия.

42. Но к чему тебе эти многие знания, Арджуна? Установив этот целокупный (преходящий) мир одной частицей (себя самого), я пребываю.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ, УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ И АРДЖУНЫ (ГЛАСИТ) ДЕСЯТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ, ЙОГА СИЛОПРОЯВЛЕНИЯ


От переводчика

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 10

Глава Х называется «Вибхути-йога» — учение о проявлениях и силах Ишвары. В поэтическом смысле это одна из самых сильных глав Гиты, с исторической точки зрения она представляет интерес для изучения связи Гиты с мифологическими образами ведической религии в период создания брахманизма.

Философски Х глава развивает идею о двух Пурушах и со свойственной санскритской литературе любовью к деталям рассматривает проявления Единого Духа как самотождественное различие единомножества. Таким образом, глава Х тесно связана с предыдущими, поэтому и здесь нельзя видеть нарушения целостности произведения.

Комментарии

КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 10

В предыдущей главе Кришна говорил о том, что его образы представлены в различных религиозных символах (9.16 – 9.19). Продолжая эту тему Он рассказывает Арджуне о своих силопроявлениях в мире. Его происхождения не ведают даже боги, ибо он Начало всех богов. И постижение Его как владыки мира, нерожденного, безначального освобождает от всех грехов. Т.е. несмотря на то, что все дела опутаны грехом, как пламя дымом, постижение истинной причины всего происходящего, его непроявленного истока приводит к освобождению от этого греха (10.1 – 10.3).

В шлоках 10.4 и 10.5 идет перечисление человеческих качеств, в которых проявляется Кришна. Большинство из них в существующей системе ценностей имеют положительную оценку. Тем более интересно обратить внимание на противоположные свойства: страх и бесстрашие; радость и страдание; честь и бесчестие. С помощью такого приема Кришна, наверное, пытается устранить привязанность к определенным проявлениям у своих учеников и помочь им в выработке отрешенности и равномыслия.

Следует отметить свойство разума, которое упомянуто первым. В традиционной трактовке христианского учения разумности придается не очень большое значение. И считается, что Бог утаил истину от мудрых и разумных и открыл ее малым детям.

В процессе порождения вселенной от сути Кришны рождаются силой ума древние риши и Ману, их мир все существа во вселенной. Те люди, которые воистину знают как происходит этот процесс проявления вселенной, те приобщаются к непоколебимой йоге. Постижение Кришны как Начала вселенной, постоянное размышление о Нем и постоянная преданность ему позволяют таким людям достичь Его. Кришна уничтожает в таких людях тьму, порожденную незнанием, с помощью света мудрости. Эта мудрость возникает от присутствия Кришны в собственной сути таких, людей. Присутствие есть акт сострадания Кришны к людям (10.6 – 10.11).

Но дается эта мудрость не автоматически, ее надо найти и следовать ей. Мешает этому наше Эго, которое хочет получить полный контроль над каждой ситуацией и власть над Господом, присутствующем в нашей сущности.

В шлоках 10.12 – 10.18 Арджуна формулирует вопрос к Господу Кришне о Его конкретных силопроявлениях и образах в этом преходящем мире. Арджуна уже осознал те религиозные аспекты, которыми характеризуют Кришну великие подвижники: Высшее Брахмо, Высший Кров, высший Очиститель, изначальный нерожденный Бог и т д., но его интересуют более материализованные образы. Сам Кришна знает себя через самого себя! Как отмечено выше он присутствует в сути каждого существа и через это свое присутствие познает себя в других явлениях мира. И это возможно только через него, другие Боги не знают его проявления, также и данавы (демоны).

Шлоки 10.19 – 10.38 содержат разнообразные описания силопроявлений Господа Кришны. Из них мы рассмотрим только, те которые имеют аналоги в нашем мировозрении. 10.20 Сам я стою в сердце всех существ; я начало середина, конец существ. 10.32. Я начало, конец, а также середина творений…. В этих высказываниях проведена самоидентификации Кришны относительно процесса творения. Весьма уместно сравнить эти высказывания с самоидентификацией Иисуса Христа: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержатель (Откр. 1.8). Здесь видно полное тождество проводимых самоидентификаций.

10.22 …из чувств я манас; в существах я – сознание. (манас интегрированное шестое чувство разум + сердце + интуиция). 10.32…я речь, одаренных словом. 10.38. Я скипетр правителей; я государственность стремящихся к победе, я безмолвие тайн, я победа, я решимость, я правда правдивых. Эти свойства аналогичны упомянутым ранее (7.10 я мудрость мудрых, я великолепие великолепных). Все они есть проявление присутствия Господа в сути существ.

Следующая группа свойств связана с тем, что принято называть рожденьем-смертью. 10.33…. я нескончаемое время, творец всюдуликий. 10.34. Я всеуносящая смерть, я возникновение долженствующего возникнуть;… . Эти свойства связаны с упомянутой природой Кришны как начала и конца всех существ.

Из достоинств женского рода Кришна отмечает: красота, речь, память, рассудительность, стойкость, стыдливость, слава 10.34. Из времен года я весна 10.35.

Шлока 10.39 конкретизирует 10.20. «То, что во всех существах есть семя, это – я, и нет существа подвижного или неподвижного, которое было бы лишено меня. Таким образом Кришна говорит о своем многочастно-распределенном аспекте и целокупности мира, движения которого контролируются Им.

10.40 – 10.42 резюмируют сказанное: все крепкое, истинное, прекрасное идет от Кришны и нет необходимости в длинном списке. Надо найти его в себе! Напомним, что Кришна это Самоосознание всей Вселенной. Самоосознание индивидуальных личностей нанизано на Него как жемчужины на нить в ожерелье. Поэтому, познавая суть своего самоотображающего сознания человек приходит к Кришне.

Физика: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы, О. Ф. Кабардин » Библиотека книг fsolympia В справочнике подобрана вся необходимая информация: справочный и теоретический материал в полном объеме школьного курса, практические задания для самостоятельной работы, программные требования и э