Глава 12

Арджуна сказал:

1. Те, которые так постоянно преданы, твои поклонники, тебя почитают, также которые Непреходящее, Непроявленное чтут, из них кто более сведущ в йоге?

Шри-Бхагаван сказал:

2. В меня погрузивших сердце, которые, постоянно преданные, меня почитают, преисполненные глубочайшей веры, тех я считаю наиболее преданными.

3. Но те, которые Непреходящее, Неизреченное, Непроявленное почитают, Вездесущее, Непредставимое, Пребывающее на вершине, Непоколебимое, Прочное,

4. Укротившие все чувства, всегда с уравновешенным разумом, те также достигают меня, радуясь благу всех существ.

5. Чрезмерен труд их, преданных сознанием Непроявленному, ибо пути Непроявленного трудно достигнуть воплощенному. Тех же, кто ото всех действий во мне отрешился, (поставив) меня высшей (целью) и нераздельной йогой, размышляя обо мне, почитают (меня),

7. Тех, погруженных в меня сознанием, скоро я становлюсь спасителем от океана самсары и смерти, о Партха.

8. Углуби в меня свое сердце (манас), погрузи свой ум в меня, так ты затем будешь пребывать во мне и таким образом выше (самсары), в этом нет сомненья.

9. Но если ты не можешь стойко погрузить в Меня мысли, то старайся достичь меня усилием (йогой) упражнения, Дхананджая.

10. Если и на упражнения ты не способен, то совершай дела Меня ради; совершая действия ради меня, ты достигнешь совершенства.

11. Но если и действовать ты не способен, то, предавшись единению со мною, осуществляй прилежно отречение от плодов всех действий.

12. Ибо знание лучше упражнения, размышленье (дхьяна) лучше знания, отречение от плодов действий лучше размышления; от отречения, непосредственно происходит мир.

13. Без ненависти к существам, милосердный, сострадательный, без собственности, без самости (нирахамкара), равный в горе и радости, терпеливый,

14. Удовлетворенный, постоянный, в единении, самоуглубленный, твердый в решеньях, вручивший мне сердце (манас) и разум (буддхи), кто предан мне, тот дорог мне.

15. От кого мир не отвращается и кто не отвращается от мира, кто свободен от радости, нетерпенья, страха, волнения, тот дорог мне.

16. Неотвлекающийся, чистый, решительный, хладнокровный, непричастный унынию, покинувший всякие начинания, кто предан мне, тот дорог мне.

17. Кто не радуется, не ненавидит, не тоскует, не вожделеет, покинувший хорошее и нехорошее, благоговейный, тот дорог мне.

18. Равный к недругу и другу, равнодушный к почести и презрению, равнодушный к холоду, жару, приятному и неприятному, свободный от привязанностей,

19. Равнодушный к порицанию и восхвалению, молчаливый, удовлетворенный, что бы ни случилось, бездомный, стойкий в помыслах, благоговейный, он друг мне.

20. Те, кто эту бессмертную дхарму, которая (здесь) изложена, чтят, преисполненные веры, имеющие меня высшей (целью), благоговейные, те мне очень дороги.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ. УЧЕНИИ О БРАХМО. ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ И АРДЖУНЫ (ГЛАСИТ) ДВЕНАДЦАТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯЙОГА БХАКТИ


От переводчика

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 12

Глава XII. Такое настойчивое возвращение к проблеме бхакти порождает необходимость уделить этому вопросу специальное внимание, что и сделано в главе XII, называющейся «Бхакти-йога».

Арджуна, выслушав учение о Проявленном и Непроявленном Духе, задает вопрос, который из двух методов — стремление к Непроявленному или Проявленному — лучше и скорее приводит к цели освобождения. Здесь опять-таки сказывается основной пафос Гиты праксис. Арджуну не интересуют гносеологические тонкости, которым так много уделяет места Шанкара и даже Рамануджа. У Арджуны постоянно стоит один и тот же вопрос: «как я могу достигнуть блага». С этой точки зрения глава XII непосредственно и органически связана с теософическими главами VII—XI.

Арджуна получил наставление о двух формах божества, как в первой части он получил наставление о двух путях достижения санкхьи и йоге. Как там, так и здесь он непосредственно переходит к виджнана, практическому осуществлению знания. Шри-Крищна отвечает ученику, что нет принципиальной разницы между тем и другим методом, как нет и принципиальной разницы между Проявленным и Непроявленным Духом, так как это не два различных духа, а Единый и Единственный.

Все дело в практической постановке вопроса, ибо тот и другой путь ведет к одной цели — освобождению. Но для воплощенного безмерно труден путь Непроявленного. Он не отрицается Шри-Кришной, но только признается непосильным или почти непосильным для человека.

Итак, Гита дает свое учение о мировой Душе, не как отвлеченную гносеологическую концепцию, но как, выражаясь современным языком, «рабочую теорию», позволяющую успешней приблизиться к цели, так как Гита признает бхакти за основную движущую силу, бхакти по отношению к Непроявленному почти неосуществима.

Учение о личном боге в концепции Гиты не является догмой отступление от которой влечет за собой осуждение. Стихия Гиты - стихия свободной духовной жизни. Но, не навязывая догм, Гита настаивает на практической применимости своего учения. Это недостаточно учитывается европейскими критиками Гиты. В XII главе упомянуты различные виды духовных упражнений, выходящие за пределы узко йогических (в смысле йогасутр). Гита говорит об углубленном чтении, медитации, делах. Все пригодно для широчайшей цели, которую поставил себе человек, ему не следует ограничивать себя рамками догм, обрядов. Гита советует человеку искать в себе и самому определять свои способности: испробуй все, выбери то, что для тебя наиболее приемлемо, что соответствует твоему духовному складу; но твоим внутренним двигателем должна быть бхакти, без нее любые внешние фирмы, даже, казалось бы, самые «действенные», бессильны.

Глава XII заканчивает «теософический» отдел Гиты, в основу которого положен дуалистически рассматриваемый монизм. Гита признает Единое Начало, но рассматриваемое дуалистически оно есть Пурушоттама, Сверхличное в себе. Силой своих проявлений (вибхути) Пурушоттама создает вселенную; проявления эти относительно реальны, а не полностью иллюзорны, как считает Шанкара. Такой концепции соответствует учение о меон и укон греческой философии, особенно эллинистической (ср. учение Плотина).

В противоположность Шанкаре Гита признает за знанием лишь относительную ценность, лишь служебную роль, поскольку оно помогает отрешиться от множественности и приобщиться Единству. Истинным двигателем духовного развития Гита признает бхакти.

Комментарий

КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 12

Хотя неоднократно в течение беседы Кришна говорил о себе как о Высшем Непреходящем и Непроявленном, для Арджуны он более понятен как конкретный воплощенный образ Высшего Бога. Поэтому он задает свой вопрос. Кто более сведущ в йоге, те которые почитают проявленные аспекты Кришны или те, которые чтут Непреходящее, Непроявленное (12.1).

На этот вопрос Кришна отвечает, что люди, которые чтут Непреходящее, Неизреченное, Непоколебимое, также Его постигают. Но путь постижения Непроявленного очень тяжек, т.к. пути Непроявленного трудно достижимы для воплощенного. С другой стороны, те, кто постоянно предан Кришне во всех действиях, почитают Его преисполненные веры, укротившие чувства и с уравновешенным разумом, такие люди быстро постигают Кришну (12.2 – 12.7). С этой точки зрения методы предлагаемые Кришной для духовной работы в мирской деятельности предпочтительней.

Далее Кришна переходит к акцентированному перечислению этих методов. 12.8. Метод полного погружения сознания, сердце и разум должны быть постоянно сосредоточены на постижении Кришны. Если это не удается, то надо практиковать упражнения йоги и ими пытаться достигнуть Высшего Пути (12.9). Если и упражнения не удается выполнить из за плохой концентрации, то совершай все дела ради Кришны, как жертву ему и тогда достигнешь совершенства (12.10). Но если даже такой образ действий для человека трудно реализуем, то следует практиковать отрешение от плодов дел, предавшись единению с Кришной (12.11).

Отречение от плодов непосредственно дает мир, поэтому оно лучше чем размышление. Глубокое размышление о природе Кришны лучше знания праведных поступков. Праведное поведение (знание), применяемое к повседневной жизни, и делающее ее постоянным служением Кришне лучше, чем упражнения в сосредоточении (12.12).

Шлоки 12.13 – 12.20 содержат описание людей, которые безгранично преданы Кришне, это Его бхакты. Из этого перечня большую часть занимают описания результатов по преодолению двойственности «не радуется и не ненавидит», «равный к недругу и другу» и т.д. Ранее не встречалась такая характеристика «От кого мир не отвращается и кто не отвращается от мира». Она прямо показывает, что бхакты Кришны не покидают мир, по крайней мере в мыслях. «Бездомный», еще одна отличительная черта, которая прямо не упоминалась ранее. ЕЕ можно сравнить с высказыванием Иисуса Христа о том, что Сын Человеческий не имеет где преклонить голову.

SPONSOR