Глава 13

Арджуна сказал:

1а. Пракрита и Пурушу, поле и познавшего поле, это я хочу познать, знание и предмет знания, Кешава.

Шри-Бхагаван сказал:

1. Это тело, Каунтея, именуется полем; того, кто его познает, сведущие именуют: познавший поле.

2. Знай меня как познавшего поле во всех полях, Бхарата; знание поля и познавшего поле это - мудрость, я считаю.

3. Это поле, каково оно, какого рода, каковы его изменения, откуда оно, кто Он, какова его мощь это услышишь от меня в общем.

4. Ришами (это) многократно воспето в различных гимнах, особенно обстоятельно в доказательных стихах Брахмасутры,

5. Великие элементы, принцип личности, разум и одиннадцать (органов) чувств (индрий), непроявленная, (природа) и пять пастбищ чувств;

6. Влечение, отвращение, приятное и неприятное, сочетания, сознание, крепость - вот поле с (его) изменениями вкратце перечислено.

7. Смирение, честность, невреждение, терпение, искренность, почитание учителя, чистота, стойкость, самообладание,

8. Отвращение от предметов чувств, отсутствие себялюбия, понимание страдания рождения, смерти, старости, болезни,

9. Отрешенность, отсутствие привязанности к сыну, жене, дому и прочему, постоянная уравновешенность мысли в желанных и нежеланных событиях.

10. Неизменное почитание меня безраздельной преданностью (йогой), пребывание в уединенном месте, отсутствие удовольствия в обществе людей,

11. Постоянство в познании Высшего Атмана, постижение цели истинного знания - это называется, знаньем, все остальное - неведенье.

12. Что подлежит познанию, это я тебе сообщу; познав это, достигают бессмертия; безначально высшее Брахмо; оно определяется ни как Сущее, ни как Не Сущее.

13. Оно имеет везде руки, ноги, везде глаза, головы, лица, везде уши; охватывая все, оно пребывает и мире.

14. Сверкая качествами всех чувств, лишенное всех чувств, непривязанное, однако поддерживающее все бескачественное и наслаждающееся качествами;

15. Вне и внутри всех существ, подвижное и неподвижное, Оно не познаваемо вследствие тонкости; оно далеко и близко.

16. Не распределенное в существах, оно пребывает как бы распределенным; его следует знать как носителя существ, пожирателя и производителя.

17. Оно - свет светов, оно именуется потусторонним тьме; знанием, целью познавания, достигаемое познанием; оно пребывает в сердце всякого.

18. Так вкратце объяснено поле, знание и предмет знания; мой бхакта, постигнув это, вступает в мое бытие,

19. А Пракрити, и Пуруша, знай, оба безначальны; изменения же и качества, знай, происходят от Пракрити.

20. Пракрити именуется причиной цели, основания и деятельности; Пуруша именуется причиной вкушения приятного и неприятного,

21. Ибо Пуруша, пребывая в Пракрита, наслаждается качествами (гунами), рожденными Пракрити; его привязанность к качествам - причина рождений в хороших и дурных лонах.

22. Созерцающий, соглашающийся, носитель, наслаждающийся, великий господь (Махешвара), высший Атман - так именуется в этом теле Высочайший Дух (Пуруша).

23. Кто знает Пурушу и Пракрити вместе с качествами (гунами), хотя он и продолжает существовать, он больше не возрождается.

24. Некоторые посредством сосредоточенья созерцают сами в себе Атмана, другие через усилие мысли (санкхья-йогу), а иные через усилия действия (карма-йогу).

25. Некоторые же, не зная этого, слушая других, почитают (Атмана); даже они превозмогают смерть, преданные Шрута (вероучению).

26. Где бы ни зарождалось какое-либо существо, неподвижное или подвижное, знай, это происходит от соединения поля с познающим поле, о бык среди Бхарат,

27. Кто видит величайшего господа, равно пребывающего во всех существах, непреходящего в преходящем, тот (воистину) видит.

28. Равно прозревая везде равно пребывающего господа, он не вредит сам себе и так идет высочайшим Путем.

229. Ибо, кто видит, что все действия выполняются Пракрити и что Атман бездеятелен, тот (воистину) видит;

30. Когда он прозревает, что бытие отдельных существ пребывает в Едином, от него происходит, тогда он приходит к Брахмо.

31. Безначальный, бескачественный, высший Атман, непреходящий, пребывая в теле, о Каунтея, не действует и не пятнается.

32. Как всепроникающее пространство (акаша) не загрязняется вследствие (своей) тонкости, так и Атман, пребывающий в каждом теле, не загрязняется.

33. Как единое Солнце озаряет весь этот мир, так и Владыка Поля озаряет все Поле, о Бхарата.

34. Те, кто очами мудрости прозревают разницу между полем и Познавшим Поле и освобождение существ от Пракрити, те идут к Высшему.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ, УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ И АРДЖУНЫ (ГЛАСИТ) ТРИНАДЦАТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ ЙОГА РАСПОЗНАВАНИЯ МЕЖДУ ПОЛЕМ И ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ


От переводчика

Глава XIII содержит учение о Пракрити и Пуруше, согласно системе ранней Санкхьи. По старой традиции шл. I этой главы считается интерполяцией и не входит в счет шлок. Она заключает в себе вопрос Арджуны о «поле и познавшем поле».

Согласно традиции ранней Санкхьи, в главе XIII излагается дуалистическое учение о противопоставлении Духа и Материи. Полнота деятельности приписывается материи, дух признается бездеятельным созерцателем происходящего в материи. Традиционно это учение называется учением о «поле и познавшем поле». Даже в ранних Упанишадах (Чханд.) можно найти следы такого учения о Пуруше и Пракрити. Мир, микрокосм рассматривается, как Вселенский Человек, Пушан, принесенный в начале времен в жертву. Впоследствии это учение развито Пуранами и Тантрами.

Единый есть «знаток поля» во всех «полях», то есть во всех существах, во всех формах; поэтому человек, стремящийся к освобождению, должен стремиться отождествлять себя с Брахмо, так как по существу различие между «познающим поле», то есть воплощенным, и «познавшим поле», то есть невоплощенным, Единым Духом, иллюзорно (ср. Брих., 4, 10). Истинное «знание поля» и «познавшего поле» есть «мудрость», так как такое знание ведет к освобождению. Все остальное — неведение, понимаемое не отрицательно, как отсутствие знания, но, положительно, как ложное знание, заблуждение (аджнана, моха). Как в предыдущих главах, Гита и здесь выдвигает на первый план праксис, а не гносеологию.

В шлоках 5—6 бегло перечисляются элементы Пракрити, как они устанавливаются ранней Санкхьей, а затем в шлоках 7 — 11 излагается «предмет знания»: отрешенность от проявленного, преданность Единому; все остальное объявляется «неведением». Гита призывает устремить мысль на «То», «Вездесущее», которое есть ни «сат», ни «асат» и из которого происходит все проявленное. Таким образом, в основу полагается монизм, адвайта. Но Пуруша и Пракрити, как атрибуты Единого, вечны, безначальны. Пракрити действует, Пуруша созерцает. Идея вечности атрибутов Единой Субстанции не чужда и европейской философии, она полагается в основу системы Спинозы, во многом опиравшегося на принципы Каббалы. Пракрити по существу есть выражение «вращения трех гун (качеств)», а Пуруша есть «созерцатель этих гун», Страсть к гунам удерживает его в проявленном и создает карму воплощений в различных лонах. Отрешение от гун освобождает Пурушу от «океана самсары».

Все это вполне согласуется с системой Санкхьи, но в отличие от поздней, дуалистической Санкхьи Гита (как и еще более ранняя Санкхья Упанишад) утверждает конечное единство Духа, в котором сливаются все индивидуальные пуруши, тогда как поздняя Санкхья не принимает такого слияния, откуда и ее «атеизм» (анишвара Санкхья), отрицание Мировой Души, Ишвары.

Глава заканчивается утверждением изначального Единства (шл, 30—33). Атман озаряет весь мир, как солнце озаряет все поле. Различие между «полем» и «познающим поле» осознается не как догма или как гносеологическое положение, но рассматривается, как практическое знание, позволяющее освободиться от кармы Пракрити.

Комментарии

КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 13

Выслушав ответ о познании Непреходящего и отличии его от познания проявленных аспектов Кришны, Арджуна задает вопрос о соотношении духа(Пуруши) и материи(Пракрити). О процессе познания и познающем, о знании и предмете знания 13.1а.

Отвечая Кришна говорит: полем именуется наше тело, включая эмоции, тонкие энергии, психическую деятельность и все проявления нашего «Я». Того, кто его познает, именуют познавшим поле, т.е. тот, кто познал себя. Сам Кришна является познавшим поле во всех полях. Мудрость это знание поля и познавшего поле, т.е. полное осознание всех процессов, происходящих внутри нашего «Я» и влиянии их на его проявления (13.1 – 13.2).

Шлоки 13.5 – 13.6 содержат краткое перечисление элементов, входящих в Пракрити. Дадим некоторые пояснения. Великие элементы это пять стихий Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир. Принцип личности, Буддхи (сознание, разум) и одиннадцать органов чувств. В органы чувств включаются органы воспринимающие глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), кожа (осязание), нос (обоняние), а также исполняющие: руки, ноги, речевой аппарат, органы выделения и деторождения. Одиннадцатый орган это манас, который идентифицируют словами сердце-разум. Непроявленнвая природа это явления в состоянии пралайя (потенции) и пять пастбищ чувств зрительные образы, звуки и другие ощущения. В понятие поля также включены влечение и отвращение, приятное и неприятное, различные из сочетания, сознание и крепость (материальность). Таким образом поле это совокупность психических процессов, порожденных как внутренними так и внешними воздействиями. Это все с чем мы можем иметь дело, включая непроявленный аспект материи и скрытые субъективные процессы, протекающие в Эго.

В шлоках 13.7 – 13.18 дается разъяснение знания и предмета знания. Познание проводится познающим поле, который сам как бы распределен в каждом существе и старается познать самого себя во внешних проявлениях. Предметом знания является высшее Брахмо (13.12), оно определяется ни как Сущее ни как Не Сущее. Оно порождает, поддерживает и пожирает все существа. Бескачественное Оно блистает всеми качествами и наслаждается ими. Оно свет светов, потусторонне тьме и познается в сердце всякого. Также все остальные качества, перечисленные в (13.12 –13.18), очень важны для направления поиска и познания.

Характеристики реального знания перечислены в 13.7 – 13.11. Если у человека, который ищет знания по направлениям, перечисленным в 13.12 – 13.18, есть реальное продвижение, то в нем начинают проявляться признаки реального знания: смиренность, честность, отрешенность, неизменное почитание Кришны, как высшего начала, отсутствие удовольствия в обществе людей и т.д. Это не правила морального поведения, хотя они внешне очень на них похоже. Это свойства человека, которые в нем начинают развиваться и проявляться, как следствие знания (познавания) предмета знания. Все остальное: стремление к счастью, карьера, погоня за властью, наслаждениями, социальным статусом есть ложное знание т.е. неведение 13.11.

Однозначный ответ о первичности материи или сознания (духа) дает 13.19 Пракрити и Пуруша оба безначальны. Природа является причиной изменения качеств. Ее влияние осознается нами как цели и основания деятельности. Пуруша (дух) является причиной вкушения приятного и неприятного. Он находясь в природе наслаждается качествами и Его привязанность к качествам является причиной рождения в хороших и дурных лонах (13.19 –13.21). Рождение в хороших и дурных лонах можно рассматривать и на протяжении человеческой жизни как процесс духовного развития или деградации личности.

Отношение Духа, пребывающего в Материи к делам природы характеризуется следующим образом: Созерцающий, наслаждающийся, поддерживающий, соглашающийся. А также Высший Атман. Кто знает Пурушу и Пракрити вместе с качествами, тот больше не возрождается даже продолжая существование в теле. Т.е. он больше не попадает под власть своего Эго (13.22 – 13.23).

Познание соотношения Пуруши и Пракрати происходит разными путями. Некоторые люди идут путем сосредоточенного размышления, другие путем - путем созерцания, третьи путем действия (карма йога). А некоторые могут это постигнуть даже просто слушая других (13.24 –13.25) и испытывая полное доверие к Учению.

Каждое существо во вселенной есть порождение Поля и Познающего поле. Оно происходит от их соединения. Кто может видеть это тот понимает, что Господь равно пребывает во всех существах. Таким образом познается пребывание Непреходящего в преходящем. Становится также ясно, что все изменения и действия осуществляются природой а Высший дух (Атман) бездеятелен. Понимая таким образом, что существование отдельных явлений происходит в Едином, люди идут Высшим Путем и познают Брахмо (13.26 – 13.30).

Путь к высшему состоит в постижении разницы между Познающим поле и Полем. Безначальный и бескачественный Атман пребывая в рамках поля не пятнается делами, которые производятся в этом теле силами природы. Как не загрязняется всепроникающее пространство в силу своей тонкости, так и Атман не загрязняется находясь в теле. Т.е. грубые энергии природы огибают его. Именно это и надо понять и осознать в своей жизни. Как солнце озаряет мир, так и Владыка Поля озаряет все поле (13.31 – 13.34). Здесь также напрашивается аналогия с высказыванием Христа «Я свет миру».

Художественная литература » Страница 2 » Библиотека книг vlad-fish Онлайн литература от vlad-fish