Глава 14

Шри-Бхагаван сказал:

1. Дальше тебе возвещу знанье, наивысшее из знаний, познав которое, все муни достигали высшего совершенства.

2. Опираясь на это познание, достигнув уподобления мне, они не возрождаются при миропроявлении, при мирокончине не исчезают.

3. Мое лоно - Великое Брахмо, в него я влагаю семя, так совершается возникновение всех существ, Бхарата.

4. Тела, которые возникают во всех лонах, - великое Брахмо их лоно, я же - дающий семя отец.

5. Саттва, раджас и тамас - вот качества, возникшие из Пракрити; они связывают, долгорукий, в теле непреходящего воплощенного.

6. Из них саттва ясаое, здоровое связывает вследствие (своей) незагрязненности узами счастья и узами познания, о безгрешный.

7. Знай, что раджас по природе страстно, возникает от вожделения и пристрастия; оно связывает воплощенного, о Каунтея, узами действия.

8. Знай, что тамас рождается от неведенья; оно вводит в заблуждение всех воплощенных, связывает беспечностью, тупостью, сном, ленью, Бхарата.

9. Саттва привязывает к счастью, раджас - к действиям, о Бхарата, а тамас, окутав знанье, привязывает к беспечности.

10. Когда преодолены раджас и тамас, возникает саттва, о Бхарата; если раджас и саттва - то тамас, если тамас и саттва, тогда - раджас.

11. Когда во всех вратах этого тела возникает свет знания, тогда - должно знать - возрастает саттва.

12. Похоть, деятельность, предприимчивость в делах, беспокойство, вожделение - они порождаются, когда возрастает раджас, о тур-Бхарата.

13. Затемнение, бездеятельность, беспечность и заблуждение - эти Порождаются, когда возрастает тамас, о радость куру.

14. Когда при возрастании саттвы приходит к кончине воплощенный, то он достигает чистых миров, присущих познавшим.

15. Страстные, придя к кончине, рождаются в узах кармы; когда же умирают темные, они рождаются в лонах заблудших (существ).

16. Чистый плод добрых дел именуется саттвичным; плод раджаса - страдание; неведенье - плод тамаса.

17. От саттвы возникает познание, от раджаса - вожделенье; беспечность, заблуждение возникают от тамаса, также - неведенье.

18. Пребывающие в саттве идут вверх; посередине стоят страстные; пребывающие в состоянии последней гуны, вниз идут темные.

19. Если созерцающий не видит иного делателя, кроме гун, и знает Высшее над гунами, то он вступает в мое бытие,

20. Воплощенный, превзойдя эти три гуны, дающие начало телу, освобожденный от рождения, смерти, старости и страдания, вкушает бессмертие.

Арджуна сказал:

21. Каков признак превзошедшего эти три гуны, о владыка? Как он поступает и как он эти гуны превозмогает?

Шри-Бхагаван сказал:

22. Если он озарения, деятельности и даже заблуждения, о Пандава, не ненавидит, когда они приходят, и не желает их, когда они уходят.

23. Пребывая безучастным; если он не колеблется Гунами - «гуны вращаются», - сказав, если он остается в стороне и не шевелится,

24. Равный в страдании и удовольствии, (если он) остается замкнутым в себе, равный к камню, кому земли, золоту, равный к приятному и неприятному, стойкий, равный к порицанию и похвале.

25. В чести и бесчестии равный, равный к дружественной и враждебной стороне, (если он) покидает все начинания, то он именуется преоборовшим гуны.

26. Кто меня почитает непоколебимой преданностью благоговения (бхакти-йога), тот, превзойдя эти гуны, готов стать Брахмо.

27. Ибо я есмь обитель Брахмо, бессмертного и непреходящего, вечного Закона (Дхарма) и бесконечного блаженства

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ, УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ И АРДЖУНЫ (ГЛАСИТ) ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ ЙОГА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ТРЕХ ГУН


От переводчика

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 14

Глава XIV. Глава посвящена изложению теории Санкхьн о деятельности гун, обусловливающей миропроявление. Это учение расценивается как высочайшая тайна, знание которой освобождает навеки, так как оно позволяет отрешиться от процесса миропроявления.

Шлока 3, говорящая о Великом Брахмо, как о лоне всех существ, неоднократно обсуждалась индийскими и европейскими комментаторами Гиты. По-видимому, наиболее правильно понимать здесь под Брахмо Пракрити, как комментирует Шанкара.

Таким образом, глава начинается с повторения учения о единстве мирового Начала. Пурушоттама оплодотворяет Пракрити, и так начинается миропроявление.

Далее идет изложение учения Санкхьи о трех гунах, излагается диалектика трех гун; но и здесь Гита не входит в подробности учения о таттвах, так как изложение ставит себе целью объяснить деятельность гун для того, чтобы знающий мог освободиться от них. Как во II главе, Арджуна, выслушав учение об йоге, тотчас задает практический вопрос о признаках отрешившегося от деятельности, так и и XIV главе, выслушав учение о трех гунах, он задает вопрос о признаках превзошедшего гуны, то есть чисто практический вопрос о том, что требуется для преодоления гун. Снова Кришна повторяет ученику теорию отречения от страстей и пребывания в равновесии. По существу это повторение сказанного в первых главах поэмы, но только с несколько иной точки зрения. Наставление снова заканчивается указанием на истинную и единственную цель всех стремлений человека — достижение состояния Брахмо.

Комментарии

КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 14

В этой главе Кришна продолжает разъяснять разницу между Познающим поле и полем. Для этого он обращается к понятию трех гун природы. Знание это наивысшее из знаний, опираясь на него можно достигнуть уподобления самому Кришне и не исчезнуть при кончине мира, а следовательно и не возрождаться вновь при миропроявлении (14.1 – 14.2). Работа трех гун это основа понимания Пракрити.

В следующих двух шлоках 14.3 и 14.4 Кришна дает концепцию возникновения всех существ, используя при этом аналогию с процессом деторождения. Брахмо является аналогом женского лона, а сам Кришна выступает в качестве оплодотворяющего начала. Он вкладывает в Брахмо семена, из которых затем возникают все существа. Эту концепцию можно соотнести с понятием Кришны как смерти. В этот момент он собирает квинтэссенцию жизни и использует ее в качестве семени для дальнейшего процесса миропроявления.

Далее следует описание трех гун (качеств) природы. Они отражают состояние (психологическое, внутреннее) человека или другого существа. Свойство саттва проявляется в состоянии незагрязненности, чистоты и здоровья. Оно связывает познающего поле узами счастья и понимания. Свойство раджас это страстность, оно возникает из вожделения, которое является следствием привязанности. Это свойство связывает желанием действия. Свойство тамас рождается от неведения (см. 13.11). Оно связывает с помощью заблуждения и проявляется беспечностью, тупостью, сном, ленью. Саттва привязывает к счастью, раджас – к действиям, тамас - к беспечности (14.6 – 14.9).

В шлоках 14.10 – 14.18 дается описание динамики и характера взаимосвязей между различными гунами. Рассмотрен вопрос о направлении движения души при выходе из тела, в зависимости от состояния психики, т.е. от преобладания того или иного свойства. Относительно духовного развития конкретно указано: пребывающие в саттве идут вверх, в раджасе – стоят на месте, тамас влечет вниз.

Для того чтобы постичь бытие Кришны и вступить в его обитель следует превзойти эти три гуны, дающие рождение телу. Необходимо преодолеть двойственные пары рождения – смерти, старость, страдание. Здесь говорится о большем усилии, чем требуется для пребывании в саттве. Последнее требует преодоления гун раджас и тамас (14.19- .14.20). Это место можно сравнить с нагорной проповедью Христа, в которой Он говорил, что достижение Царства Небесного требует большей праведности, чем праведность, проповедуемая фарисейским религиозным учением.

Незамедлительно следует вопрос Арджуны о том, как можно превзойти влияние этих трех гун 14.21.

Основа преодоления гун состоит в равновесии. Озарения, деятельности и даже заблуждения не ненавидит когда они приходят и не желает, когда они уходят. Это явная непривязанность к проявлениям природы и составляет ключ к преодолению гун. Равный в страдании и удовольствии, чести и бесчестии, покинувший все начинания, такой человек именуется преодолевшим гуны (14.22 – 14.25). Для большинства людей это выглядит довольно странно. Относится одинаково к просветленному состоянию сознания, когда ощущаешь ясность и понимание, и к сонливому состоянию, когда преобладает вялость и отупение мысли. Эти высказывания не являются оправданием лени и нежелания развиваться духовно, т.к. реально осуществить такого рода равновесное отношение к гунам природы способны только те люди, которые постоянно добиваются плодов праведных дел, т.е. регулярно достигают просветленного состояния сознания, в котором они видят, что «гуны вращаются в гунах (14.23)» и остаются непоколебимыми.

Для слияния с Брахмо, и вступления в обитель Кришны необходимо преодолеть гуны и иметь непоколебимую преданность и почитание Кришны. Ибо Кришна и есть обитель бессмертного и непреходящего, вечного Закона и беспредельного блаженства. Постигнув Его люди получают эти качества (14.26 – 14.27).

SPONSOR