Глава 15

Шри-Бхагаван сказал:

1. С корнями вверх, с ветвями вниз ашваттха считается непреходящим; гимны - его листья, кто его знает, тот знаток Вед.

2. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) - (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом.

3. Ни такого его вида здесь не постигнуть, ни конца, ни начала, ни также опоры; этого ашваттхи очень разросшиеся корни крепким мечом непривязанности срезав.

4. Нужно стремиться к тому Пути, вступив на который, больше не возвращаются; я привожу к тому Безначальному Духу, от которого произошло древнее, (миро) проявление.

5. Без гордости и заблуждения, победив грешные привязанности, постоянно (пребывая) в Высшем Атмане, отстранив вожделение, свободные от двойственности, привязанности к приятному и неприятному, шествуют незаблуждающиеся по тому вечному Пути.

6. Там не сияет ни солнце, ни луна, ни огонь; вступив туда, не возвращаются; это - моя высшая Обитель.

7. Лишь частица меня в мире живых, став вечным дживой (индивидуальной душой), привлекает находящиеся в Пракрити чувства (индрии), (из которых) шестое - манас.

8. Когда принимает тело или когда покидает (его) Ишвара, захватив их, уносит, как воздух запахи с их местонахождения.

9. Слухом, зрением, осязанием, вкусом, также обонянием и манасом овладев, Он наслаждается предметами чувств.

10. (Его), исходящего, пребывающего, наслаждающегося, окруженного гунами, не видят безумцы; видят очи мудрости.

11. Подвизающиеся йогины также видят его, пребывающего в (их) я, а неразумные, несовершенные духом, даже подвизаясь, его не видят.

12. Сияние, которое исходит от солнца, озаряя весь (преходящий) мир, также от луны, от огня, знай, это мое сияние.

13. Войдя в землю, я поддерживаю (своей) силой существа; я взращиваю все растения, став вкусоносящим сомой (соком).

14. Став огнем Вайшванарой, входящим в тела живых, соединясь с праной и апаной, я перевариваю четвероякую пищу.

15. Я пребываю в сердце каждого; от меня - память, знание и суждение; я то, что познается через все Веды; я - творец Веданты, а также я - знаток Вед.

16. Два есть Пуруши в мире: преходящий и непреходящий; преходящий во всех существах, непреходящий именуется стоящим на вершине.

17. Но Высочайший Пуруша иной, именующийся Запредельным Атманом; обладая тремя мирами, он (их) поддерживает, непреходящий господь.

18. Так как я превосхожу преходящее, а таже выше непреходящего, то в мире и в Веде утвержден, как Пурушоттама (Высочайший Дух).

19. Кто меня, незаблуждающийся, так знает, как Пурушоттаму, тот, знающий все, почитает меня всем существом, Бхарата.

20. Так, сокровеннейшее учение это поведано мной, о безгрешный; постигший его становится мудрым, совершившим (все), подлежащее совершению, Бхарата.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ. УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ И АРДЖУНЫ (ГЛАСИТ) ПЯТНАДЦАТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ ЙОГА ВЫСОЧАЙШЕГО ДУХА


От переводчика

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 15

Глава XV считается одной из труднейших глав Гиты. В ней излагается учение о Пурушоттаме и о двух Пурушах. Эту главу многие считают очень путаной и непоследовательной; иные, в частности Гарбе и его школа, сомневаются в ее «подлинности».

В параллель учению VII главы о двух природах в настоящей главе развито учение о двух Пурушах, под которыми, по-видимому, надо понимать индивидуальное «высшее Я», синтезирующее индрии, к которым причисляют как шестой манас, и коллективную Мировую Душу, Ишвару, Человека Вселенского эллинистической философии и Каббалы как синтез индивидуальных душ.

Как показала глава XV, Пурушоттама, пребывая за пределами мирового процесса, синтезирует не только индивидуальные пуруши, но и конечный бинер Пуруши и Пракрити, Мудрый, знающий этот синтез, завершил карму и стал свободен. Последняя шлока этой главы очень похожа на концовку, завершающую все произведение: «Так Я возвестил это сокровеннейшее учение...». Это дает право выделить последние главы Гиты в особую, четвертую часть поэмы.

Михальский-Ивеньский и многие другие исследователи сомневаются в подлинности XVII—XVIII глав и даже считают их «ненужным придатком». Но, оценивая Гиту, не следует забывать, что доводы, подходящие к оценке философского трактата, не вполне применимы к этому произведению, являющемуся не только философским, но и поэтическим и поэтому допускающему известные вольности в смысле последовательности изложения.

Как мы старались показать, из традиционных философских тем Гита в предыдущих главах касалась этического, теологического и космологического учения. Мы считаем, что последние главы Гиты посвящены психологии, как социологии.

Комментарии

КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 15

Закончив разъяснения о Пракрити и его трех гунах, Кришна переходит к объяснению Пуруши, т.е. духа. С самого начала Он использует сравнение вселенной с деревом, которое повернуто корнями вверх. Вверх и вниз распространяются объекты, возникшие из гун природы. Корни этого дерева также и вниз опускаются, связывая кармой все живые существа. Трудно представить эту картину, т.к. у этого дерева нет ни конца, ни начала, ни опоры (15.1 – 15.3). Аналогично в христианстве, Иисус Христос сравнивал себя с лозой винограда, на которой расположены ветви, символизирующие людей.

Корни этого дерева, т.е. узы привязанности (кармы), следует обрубить мечом непривязанности, и далее идти по пути к Безначальному Духу от которого пошло миропроявление. Непривязанность реализуется через отсутствие гордости, заблуждения, вожделения. Постоянное самоуглубление в Атмана и отрешенность от двойственности. В обители Безначального Духа не сияет ни Солнце ни Луна, ни огонь. Попав туда более не возвращаются. Это высшая обитель Кришны (15.3 – 15.6).

Констатирован свою запредельную сущность, Кришна возвращается к тезису, высказанному в конце десятой главы 10.42. А именно, в сердце каждого существа Он сам пребывает своей частью. Он является вечным дживой (индивидуальной душой), который привлекает к себе свойства природы (Пракрити). Чтобы проиллюстрировать процесс вхождения духа в тело и его выход в момент смерти, Кришна использует следующую аналогию. Джива подхватывает чувства (индрии и манас) точно также, как воздух подхватывает и уносит запахи с места их нахождения (15.7 - 15.8).

Овладев зрением, обонянием, слухом и т.д. дух наслаждается предметами чувств. Его привязанность служит причиной дальнейших перерождений. Мудрые люди видят его таким в окружении гун природы. Безумцы, даже которые упражняются в йоге, не могут этого постичь (15.9 – 15.11).

В шлоках 15.12 –15.15 Кришна еще раз кратко перечисляет свои основные силопроявления. Это сияние Солнца и Луны, а также огня. Это жизнетворящий сок сома (психоделитик), огонь пищеварения. В сознанании каждого существа Кришна присутствует как память, знание и суждение. Он также то, что познается через религиозное учение (Веды), создатель этого учения и его знаток.

Затем Кришна дает описание проявлений Духа (Пуруши). Он выделяет дух преходящей, изменяющейся природы и дух непроявленной природы 13.5. Сам Кришна является Пурушоттамой высшим духом, Запредельным Атманом, который стоит за пределами первых двух и который поддерживает все три мира. Три мира в древних философских системах часто употребляемый термин. Верхний мир это мир богов и полубогов. Средний мир это наш обычный мир и подобные ему миры. Нижний мир это сосредоточение разнообразных сил. Путешествия по трем мирам выполняются на основе специальных религиозных техник.

Кто знает Его именно таким, Запредельным Владыкой, тот всегда Его безмерно почитает. Таким образом, заключает Кришна, поведано самое сокровенное учение, постигший его становится мудрым, совершившим все, что должно совершить. В этом месте возникает ощущение логической завершенности текста (15.16 – 15.20).

SPONSOR