Глава 17

Арджуна сказал:

1. Те, которые, отвергнув предписания закона (Шастр), преисполненные веры, совершают жертвы, тех каково состояние, о Кришна, - саттва, раджас или тамас?

Шри-Бхагаван сказал:

2. Троякой бывает вера воплощенных, рожденная их собственной природой: саттвичная, страстная и темная. Об этом внемли.

3. Сообразной с сущностью каждого бывает (его) вера, Бхарата; человек образован верой, какова его вера, таков он.

4. Саттвичные (люди) приносят жертвы богам, страстные - якша-ракшасам, остальные же, темные люди, жертвуют покойникам бхутов.

5. Люди, совершающие ужасное самоистязание, не предписанное законом (Шастрами), преисполненные лицемерия и самости, обуреваемые похотью, страстью, насильничеством,

6. Безумные, они мучат находящиеся в теле стихии и меня, пребывающего в недрах их тел; их решение, знай, от асуров.

7. И пища, приятная для всех, бывает троякой, равно как и жертва, аскеза, дары; об этом различии внемли.

8. Пища, повышающая долголетие, крепость, силу, здоровье, бодрость, хорошее самочувствие, сочная, маслянистая, укрепляющая, вкусная дорога саттвичным (людям).

9. Острая, кислая, соленая, слишком горячая, возбуждающая, сухая, обжигающая пища люба страстным, причиняющая страдание, тяжесть, болезнь,

10. Испорченная, безвкусная, вонючая, переночевавшая, оставшаяся (от трапезы), негодная для жертвы пища дорога темным.

11. Жертва, приносимая по закону, нежелающими плодов, с сердцем, расположенным так: «должно жертвовать», эта (жертва) саттвична.

12. Но если жертва приносится ради плодов, лицемерно, такая жертва страстна, знай, лучший из Бхарат.

13. Беззаконная жертва, без раздачи пищи, без мантр, без даров, без веры рассматривается как темная.

14. Почитание богов, дважды рожденных, наставников, мудрецов, чистота, прямота, целомудрие, невреждение именуются тапасом тела.

15. Речь, не вызывающая возбуждения, правдивая, приветливая и прилежное изучение писаний именуются тапасом речи.

16. Ясность сердца, кротость, молчаливость, самообладание, чистота жизни называются тапасом сердца (манас).

17. Этот троякий тапас, совершаемый с величайшей верой, людьми, не стремящимися к плодам, преданными, считается саттвичным.

18. Тапас, совершаемый ради славы, гордости, почестей, лицемерно, называется здесь страстным шатким, нестойким.

19. Тапас, совершаемый с безумными начинаниями, с мучением себя или ради гибели другого, считается темным.

20. Дар, даваемый без ожидания воздания, с мыслью «нужно давать», в (надлежащем) месте, времени, уважаемому лицу, такой дар считается саттвичным.

21. Если же он дается ради воздаяния или же имея в виду, плоды или неохотно, такой дар считается страстным.

22. Дар, который дается в ненадлежащем месте и времени недостойному, без уважения, с презрением - считается темным.

23. АУМ-ТАТ-САТ таково по писанию троякое обозначение Брахмо. От него древле возникли Брахманы, Веды и жертвы.

24. Поэтому, произнося АУМ, всегда начинают обряды жертвоприношения, даров и подвигов, согласно предписаньям (Закона), знатоки Брахмо.

25. Произнося ТАТ, не помышляя о плодах, совершают различные обряды, жертвы, и тапас, а также обряды приношения даров, стремящиеся к освобождению.

26. САТ также употребляется (для определения) истинного и благого; достохвальные дела также обозначаются словом САТ, о Партха.

27. Постоянство в жертве, тапасе, даре, также обозначается (словом) САТ, также дела, совершенные Его ради.

28. А то, что в жертве, дарах, тапасе совершается без веры, называется «асат», о Партха, это - ничто и после смерти, и здесь.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ, УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ И АРДЖУНЫ (ГЛАСИТ) СЕМНАДЦАТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ ЙОГА ТРОЯКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВЕРЫ


От переводчика

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 17

Из предыдущего утверждения необходимости закона на известной ступени развития, как регулятора, предохраняющего от закрепления в сетях кармы от «трех погибельных врат», вытекает рассмотрение отношения человека к Шастрам.

Многие европейские исследователи считали главу XVII противоречащей общей установке произведения, а поэтому и принимали ее как браманическую вставку в произведение, по существу противобраманическое, каким они считали Гиту. Но эту главу можно понимать и иначе.

Гита, совершая диалектический круг, рассматривает вопрос о Шастрах с иной точки зрения, чем во II главе. Если там учитель стремился оторвать ученика от привязанности к формам, создать такой отрешенностью возможность освобождения, то в главе XVII Кришна показывает место и значение этих форм в системе пути (марга), указанного ученику. Глава II рассматривает формы закона, ставшие негибкими в силу присущей всему проявленному инерции (тамас) (ср. II, 45) и потому препятствующие движению по пути освобождения. Они должны быть сняты, чтобы могла явиться более синтетическая истина. Но эти формы в силу присущего им (в той или иной степени) качества гармонии саттвы являются необходимым этапом для, преодоления «трех врат мрака».

Вот почему глава начинается вопросом Арджуны, в каком соотношении с гунами находится человек, совершающий жертвы, но не согласный с предписанием Шастр, то есть как сочетать учение о трех гунах и о божественном и асурическом пути с йогой. На этот вопрос Кришна отвечает изложением учения о трояком подразделении веры и зависимости от состояния трех гун в человеке, то есть проблема разрешается не онтологически, а психологически, откуда и название главы.

Как психологическая, так и феноменологическая тематика главы XVII ставится Гитой ниже тематики главы XII, завершающей теологические главы Гиты. Состояние, о котором говорит глава XII, доступно только людям, «избранным среди избранных», в главе XVII речь идет не о «героях духа», а о среднем человеке, и проблема веры рассматривается сообразно потребностям этого уровня, то есть с точки зрения «всех людей», массы. И вера, и жертва, и тапас могут быть троякими, согласно теории трех «качеств» (гун). Так можно оправдать включение в Гиту XVII главы.

Комментарии

КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 17

Глава начинается с вопроса Арджуны: что будет с человеком, который не выполняет требования Шастр, но который полон веры и осуществляет жертвоприношения? В какое состояние они попадут саттвы, раджаса или тамаса? По видимому, его не устроило замечание в конце предыдущей главы о необходимости выстраивать свою жизнь по устоявшимся религиозным предписаниям.

Кришна в своем ответе сразу же говорит о том, что вера человека тесно связана с его собственной природой. Во-первых она порождается ей, а во-вторых она формирует человека. Какова вера человека таков и он сам. Вера может быть сатвичной, страстной и темной (17.2 – 17.3).

Далее Кришна переходит к рассматрению основных религиозных деяний, в которых проявляется вера человека. Жертвы, приносимые богам это признак сатвичной веры, жертвы якша-ракшасам – от страстной веры, темные люди жертвуют духам покойников. Ужасные самоистязания, которые являются признаком безумного фанатизма, наносят вред стихиям и частичке Кришны, находящимся в теле каждого человека. Эти безумства происходят от асуров (демонов) (17.4 – 17.6).

В шлоках 17.7 – 17.10 Кришна описывает вкусовые пристрастия, которые люди с разной верой проявляют к пище. Изменение рациона питания помогает людям сменить или смягчить проявления темных элементов веры.

Далее Кришна приступает к анализу психологического состояния человека, приносящего жертву. Если ранее описывалось направленность жертвы 17.4, то сейчас описывается мотивация человека. Если человек сознает, что его жертва это закономерный процес взаимодействия сил в природе, то он говорит: «так должно поступать». В этом случае жертва является сатвичной. Если жертвует с целью достижения выгоды, то это страстная жертва. Жертва, с желанием поскорее отделаться и соблюсти формальность, является темной (17.11 – 17.13)

Следует отметить, что религиозные деяния совершаемые сатвично ведут к духовному развитию, страстные держат на месте, а темные ведут к деградации. Таким образом, массовые мировые религии могут наносить огромный вред своим последователям, если они ограничиваются только требованием соблюдения установленных данной религией норм поведения.

В шлоках 17.14 – 17.16 Кришна перечисляет основные элементы трехстороннего тапаса. Сюда входит почитание богов и мудрецов, праведная и чистая речь, ясность сердца и чистота жизни и т.д.. Тапас это религиозный стиль жизни, включающий в себя контроль за деятельностью тела, речи и чувств (сердца).

Согласно общему правилу характеристики религиозных деяний тапас совершаемый без желания плодов, искренне от всего сердца является сатвичным. Тапас ради достижения цели, лицемерный, совершаемый ради славы и почета, является страстным и нестойким. Тапас, совершаемый с мучениями тела и ради нанесения вреда другим, является темным (17.17 – 17.19).

Дары также бывают трех видов. Сатвичные преподносятся с чувством уважения и без желания ответного вознаграждения. Страстные дары всегда предполагают взаимную отдачу. Темные дары совершаются по отношению к людям неуважаемым, недостойным и с чувством презрения. Таким образом даже подавая милостыню, мы должны испытывать чувство уважения. Если его нет, то наши дары имеют темную природу (17.20 17.22).

На вопрос, поставленный Арджуной в начале главы, так и нет однозначного ответа. В шлоке 17.11 отмечено, что жертва должна приносится по закону, т.е. согласно установлению Шастр. Тоже самое отмечено в шлоке 17.20 относительно даров. Проблема состоит в том, что люди, чья природа страстная или темная не попадают под эти требования. Даже жертвы богам, совершенные ими по всем правилам, являются лицемерными т.к. не соответствуют их природе. Ранее в шлоке 3.33 прямо указывалось, что действовать надо в соответствии со своей собственной природой. Таким образом предложенные наставления применимы только для людей с божественной участью, при том ограничении, что они будут строго выполнять требования Шастр. Это значительно ослабляет, высказанные ранее утверждения о более сильном характере учения чем было ранее изложено в Ведах.

Шлоки 17.23 –17.27 содержат троякую формулу для обозначения Брахмо, а также комментарии о ее использовании. АУТ - ТАТ - САТ полный вид этой формулы. АУМ – определяет направленность религиозного действия, ТАТ служит для подтверждения отсутствия эгоизма и используется в процессе реализации религиозного действия (жертв, тапаса, даров). Сат определяется истинное, искреннее, благое намерение. Постоянство в праведных делах также определяется словом САТ. Все остальное «асат», оно ничто здесь и после смерти тоже ничто 17.28. Таким образом непостоянство в вере и отсутствие истинного намерения в выполнении религиозных деяний превращают их в ничто. Аналогичные разъяснения давал Иисус Христос своим ученикам в нагорной проповеди, когда говорил им как надо правильно, молиться, поститься и раздавать милостыню.

SPONSOR