Кали Юга

Индийская философия различает циклы развития вселенной. Каждый цикл состоит из четырех периодов: Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Согласно этой традиции сейчас идет Кали юга очередного цикла.

Кали юга началась братоубийственной битвой на поле Куру. Описанию этой битвы посвящены многие разделы древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Сам Господь в образе Кришны присутствует на Земле в этот момент. Он не участвует в битве, но дает наставления своему ученику Арджуне. Содержание этой беседы составляет текст «Бхагавадгиты». В этой беседе уже отмечены основные отличия наступающей эпохи и даны наставления по особенностям духовного развития в предстоящую эпоху. Анализу этих особенностей и посвящена данная работа.

Если в предшествующие эпохи основную роль играли взаимоотношения внутри рода и род (племя, народность) рассматривался как единое целое, то братоубийственная война разрушает внутриродовые устои и человеческое сообщество переходит в эпоху индивидуализма. До этого перехода коллективные нормы поведения имели большую значимость, чем индивидуальные поступки. Род отвечал перед Богом за все, и если индивид не следовал родовым нормам поведения, то его изгоняли из сообщества. Считалось, что Бог накажет весь род за поведение одного человека. Религиозное служение тоже носило явно выраженное коллективное начало и проявлялось в разнообразных мистериях, на которые собиралось все племя или население поселка. Проявления индивидуализма находят свое выражение в таких понятиях как частная собственность, права человека, личная ответственность за свои поступки и всю свою жизнь в целом.

Если на предыдущих этапах следование законам племени и участие в общих религиозных ритуалах обеспечивало членам племени физическое выживание и подключение к духовной жизни, то с наступлением индивидуализма основная ответственность переносится на самого индивида. Эта особенность приводит к тому, что участие в коллективных религиозных ритуалах становится недостаточным, для духовного развития в эпоху Кали-юги, но с другой стороны снимает груз абсолютной ответственности за бездуховную жизнь соседа, а это существенно при городском образе жизни в многоквартирных домах.

Разрушение внутриродовых устоев должно повлечь смешение в браке людей с разным уровнем духовного развития. Традиционно считалось, что жених и невеста должны быть равного уровня или уровень невесты может быть немного ниже уровня жениха. Обратное соотношение, когда более развитая женщина выходит замуж за неразвитого мужчину, считалось неприемлемым, т.к. в этом браке идет деградация женщины и рождается неразвитое физически и духовно потомство. С развитием индивидуализма образование семей становится подвластным стихийным явлениям и в силу этого общий духовный уровень сообщества будет падать за счет рождения неполноценных детей.

Развитие индивидуализма приводит и к разрушению взаимосвязи между родителями и детьми. Если в родовой системе устройства общества всегда встречается почитание мертвых на высоком религиозном уровне, то в новой эпохе эта связь ослабляется и может даже порваться совсем. Универсальная формула «Живые заботятся о мертвых, а мертвые заботятся о живых» перестает работать в полную силу.

В психологии людей происходит тоже очень принципиальное изменение. Эгоизм, который раньше присутствовал в неразвитой форме, теперь занимает господствующее положение во внутренней жизни индивидов. Прямое переживание процессов природы, которое люди имели во время религиозных ритуалов, заменяется религиозными учениями и богословием. Если раньше божественные откровения относились к способам управления материальным миром. Боги открывали людям секреты земледелия и ремесла, то в эпоху Кали-юги боги учат людей «спасению души» и «освобождению». Душа спасается и освобождается от власти ЭГО, которое стало узурпатором человека.

Психические способности между мужчинами и женщинами распределены неравномерно. В большинстве случаев мужчины легче осваивают абстрактно-логические способы мышления, а женщины превосходят их в интуиции и понимании чувств. Поэтому в эпоху Кали-юги происходит переход от матриархата к патриархату. В Махабхарате описан как раз этот переходный период. Хотя патриархальный взгляд уже значительно укрепился, в характеристиках героев употребляется аналог отчества, связанный с указанием на мать.

В обществе происходит процесс выделения публичной власти. Разрушается золотой принцип управления «Права равны ответственности». Захват власти позволяет пользоваться правами и не нести ответственности в материальном мире. Проявляется гегемония гражданских интересов личности над человеческим содержанием.

В области личных отношений происходит мощнейшая атака на сексуальные чувства, которые объявляются греховными. Если в предшествующие периоды развития человечества сексуальный экстаз считался мощнейшим средством подключения к богу, и женское начало возвеличивалось до проявления божественной мощи (шакти), то с развитием эгоизма, характерного для эпохи Кали-юга, секс начинают рассматривать как средство получения суперудовольствия. В разряд удовольствий попадают также пища, одежда и другие естественные проявления человеческой жизни. Сама жизнь превращается в гонку за властью и удовольствиями.

Тантрические учения тесно связывают богиню Кали с мощнейшей эротической силой. Поэтому всеобщая кастрация общества, которая происходит при греховном толковании эротических чувств, приводит к всеобщей бездуховности. И слово ЛЮБОВЬ теряет свою чувственную окраску и становится абстрактной категорией богословских трактатов.

Из личных качеств на первый план выдвигается мудрость. Мудрость как понимание основных законов мироздания и следование им, а не как большой объем книжных знаний. Умение быть в равновесии с миром и искусство действовать в нем называются Йогой. Среди основных средств достижения мудрости названо почитание мудрых людей. Реализация Йоги в практической жизни требует внутренней установки субъекта на целокупность Мира, и безупречности выполняемых действий.

Основой для духовного развития индивида в условиях разделенности становится заповедь «Возлюби Господа Бога своего». В Бхагавадгите этому направлению духовного развития соответствует бхакти-йога - Путь любви к Господу. Огромное количество наставлений по реализации этого пути приведено в книге «Игры Господа», которая приведена на этом сайте в разделе «Индуизм».

Следующим основным моментом на пути развития духа является осознание и следование своей собственной природы, заложенной в нас Господом. Исполнение своей кармы и своего долга в мире является неотъемлемой частью пробуждения к духовной жизни. В терминах христианского учения этот аспект можно выразить следующими словами: « Познай самого себя и неси крест, который тебе уготовлен Господом».

Концепция мира, как зеркала, в котором мы видим самих себя, является важной частью для многих религиозных учений эпохи Кали-юги. «Возлюби ближнего как самого себя», говорит о том, что в ближних мы можем увидеть только самих себя, свои убеждения и воззрения. Отсюда вытекают правила общежития такие как, «поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и т.д. За этими правилами стоит техника самопознания, которая использует мир, для того, чтобы правильно увидеть самого себя.

Важным моментом духовного роста является принцип принятия ответственности за свою жизнь на самого себя. Полная реализация этого принципа превращает человека из жертвы обстоятельств в активную фигуру мирового строительства. Такой человек становится соучастником творения Мира. Он живет и действует вместе с Богом и становится Его полноправным сыном.

До эпохи Кали-юга религиозные знания развивались по пути накопления и совершенствования разнообразных техник овладения сверхестественными способностями. Но личный эгоизм превратил эти практики, необходимые для развития понимания взаимодействия сил в мире, в мощное искушение власти над силами природы и привел к еще большему закабалению человека его Эго. В эпоху Кали-юги становится важным качество совершаемых поступков. Если суть поступка вытекает из природных особенностей человека, то критерием оценки является безупречность выполнения предпринятых действий. Таким образом происходит смещение акцентов в религиозных практиках. Вместо стремления подчинить себе Силу и следования ритуалам появляется необходимость познания своей собственной природы и безупречность реализации всей своей жизни. «Йога это искусство в действиях» - говорится в Бхагавадгите.

Принцип «зеркала» является мощнейшей техникой для решения задачи понимания самого себя. «Кто как ко Мне обращается к тому так Я и отношусь» говорит Господь Кришна. Если мы сможем воспринять происходящее в мире как результат самоотражения в зеркале, которым является Господь, то сразу станет понятной и взаимозависимость явлений и путь совершенствования мира через самосовершенствование человека.

Многие люди считают Кали-югу временем неблагоприятным для духовного развития. Мне кажется, что такая оценка проистекает из чувства ностальгии по предыдущим этапам, когда следование групповым нормам социальной и религиозной жизни являлось основным средством приобщения к духовной жизни. Эти люди инстинктивно боятся принять на себя ответственность за свою жизнь и ищут способы реализации своего ЛИЧНОГО духовного развития через выполнения неких религиозных норм. Таким образом, они теряют понимание специфики периода Кали-юги и сильно тормозят свое духовное развитие.

Мне представляется, что период Кали-юги наиболее благоприятен для духовного саморазвития. Это период когда с помощью личных усилий и личной ответственности можно исправить дефекты коллективного развития на предыдущих этапах. Это время когда человеку дано право самому определить свою судьбу независимо от судьбы того окружения, в котором он живет. Люди сейчас независимы от того, есть ли в их ближайшем окружении духовный лидер или нет. Но для того чтобы воспользоваться этим преимуществом, надо осознать свою полную ответственность за свою жизнь, а не пенять на обстоятельства и окружающую социальную среду.

Именно понимание своей собственной природы и следование ей является опорой для решения жизненных проблем, возникающих в социальной сфере. В этом и состоит отказ от навязанных норм морали. Выполнение своего предназначение и реализация своей природы с учетом общественных правил поведения и безупречное исполнение своих действий составляют житейный базис духовного развития человека. Общественная мораль не выкидывается и не отрицается. Она становится не самоцелью, а способом выражения, который надо учитывать и реализовывать в наибольшей степени при выборе способов самовыражения. В этом и состоит суть освобождения. Таким образом, эпоха Кали-юга дает человеку наиболее благоприятные условия для спасения души из под власти Эго и достижения просветления. Однако нельзя забывать и о том, что предоставленная возможность может быть использована для разрушения личности.

SPONSOR