О кастовых различиях

Иерархическое устройство общества известно во всех странах мира. Как пример очень часто указывается широкоизвестное деление населения на касты, точнее говоря на варны, принятое в Индии. Высшая каста жрецов брамины, аристократия кштарии, ремесленники и торговцы вайшьи и последний слой слуги шудры. Наследственное пожизненное прикрепление людей в каждую из категорий давало устойчивость общественным институтам и одновременно с этим ограничивало возможности развития для индивидумов.

Анализируя возникновение такого деления Шри Ауробиндо в своей книге «Человеческий цикл» отмечает, что первоначально это разделение относилось чисто к психологическим особенностям человека. На основе этого строились этические и моральные нормы поведения людей в социуме. Принадлежность к той или другой группе не фиксировалась по наследству и переход от одной группы к другой был вполне возможен.

С течением времени психологическая основа отошла в сторону и определяющим стал фактор рождения в конкретной семье. Отчасти этому послужил тот факт, что ребенок в некоторой степени перенимает психологические особенности родителей, которые потом усиливаются и закрепляются в процессе его воспитания. Законодательная фиксация людей по факту рождения делает невозможным переход в другую категорию. Ранее существовавшие нормы морали становятся законами общества, обязательными к исполнению. Психологическая основа полностью забыта.

Шри Ауробиндо также отмечает различное отношение разных каст к знанию о мире. Брамины обладают знанием в том, что в принципе надо делать, кштарии знают как организовать достижение этого на основе принципов справедливости, вайшьи знают технологические аспекты деятельности а шудры владеют производственными навыками. Для достижения цели необходимы все виды знания и потеря хотя бы одного их них не позволит добиться успеха. Такой подход, в принципе, может снять социальную напряженность в обществе, т.к. люди причастны к разным аспектам общей деятельности, а не расположены по уровням иерархии.

Кастовое устройство общества было устранено развитием демократии на основе развития рыночных отношений. В законодательной сфере признано равенство всех членов общества, говорить о неразвитости отдельных групп населения по сравнению с другими считается аморальным и зачастую преследуется законом.

Однако психологические различия никто не может отменить законодательным путем и в рамках самого демократического общества они находят свое выражение. Автору представляется очень интересным подход к этому вопросу, предложенный Робертом Киосаки в книге «Квадранты денежного потока». Согласно его классификации в зависимости от ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ особенностей люди тяготеют к одной из следующих групп: работники по найму, индивидуальные предприниматели, бизнесмены, инвесторы.

Психологической особенностью наемных работников является стремление к устойчивому существованию. Для них является огромной ценностью хорошо оплачиваемая стабильная работа. Эта категория не любит принимать на себя ответственность за свою жизнь и готовы переложить ее на государство, работодателя, родителей (детей) и т.д. За получение этой стабильности они предоставляют свои умения и способности предпринимателям.

Следующая категория может быть описана как индивидуальный предприниматель. Это, как правило высококвалифицированный специалист, который работает сам или со своей семьей или пользуется услугами небольшого числа помощников. Психологически он готов отвечать за свои поступки, развивать свои производственные навыки. Но он любит все делать сам и более склонен заниматься с предметом труда, чем выстраивать отношения с людьми.

Предприниматели готовы нести ответственность не только за себя, но и за других. Они умеют налаживать производственные отношения, становятся лидерами в коллективе и организуют производственные процессы с участием большого количества людей. Для этого они используют свои навыки мотивации людей, справедливого вознаграждения, правильного распределения ответственности и т.д. Предприниматель более работает с людьми, чем с технологическими процессами.

Инвесторы – это самая мудрая группа. Они очень тонко чувствуют напряжение финансовых потоков и предлагают такие проекты, в которые включаются предприниматели со своими капиталами и ресурсами. Им доверяют свои деньги многие люди, а они, за счет разумного распоряжения этими средствами, обеспечивают пользу как себе так и всем остальным.

Приведенная классификация имеет ярко выраженные черты сходства с традиционной кастовой системой. Шудры – это работники по найму, вайшьи – частные предприниматели, кштарии – бизнесмены и брамины инвесторы. Однако в нынешней классификации отчетливо прослеживается иерархия людей по уровню их ответственности за свою жизнь. Наиболее низкая у шудр (наемных работников), наиболее высокая у браминов (инвесторов).

Если проследить отношения в древних культурах к духовному развитию разных каст, то видно, что они явно не равноправны. Шудрам запрещалось изучать веды. Наиболее жаркие религиозные споры за первенство велись между двумя высшими кастами кштариями и браминами. Это показывает, что классификация по различным разделам знаний, описанная выше, не соответствует ранее существовавшему взгляду на природу различий в людях. По мнению автора, классификация, предложенная Р. Киосаки, очень удачно отражает и проясняет деление общества на разные категории людей. Можно по наследству получить огромное состояние и прожить всю жизнь не зная финансовых затруднений, но нельзя по наследству стать врачом или адвокатом, нельзя стать бизнесменом или инвестором. Эта классификация также помогает понять направление вектора духовного развития. Это все более полное принятие ответственности за свою жизнь, основанную на постижении себя и окружающего мира.

SPONSOR