Проблема добра и зла в Махабхарате

Проблема добра и зла очень глубоко рассмотрена в Махабхарате, которая содержит основные положения, принесенные людям Кришной. Этот труд почитается не только в индуизме. Я не смогу его изложить даже кратко, а только попробую описать важность проблем, которые там затронуты.

Действие этой книги разворачивается на поле битвы. Предметом спора является царский престол. Правящий царь Дурйодхана не хочет уступать престол своим родственникам, хотя по условиям достигнутого прежде соглашения, он должен это сделать.

Все родственники разделились в этом споре. Предстоит битва, в которой брат пойдет на брата. Дурйодхана сам не находится на поле битвы. Он слеп и сидит у себя во дворце и обращается к прорицателям об исходе битвы . Они ему говорят, что численностью его войска превосходят войско братьев, претендующих на престол. Но у его противников праведность сильнее.

Сам Кришна это мудрец, который является воплощением Бога Вишну, одного из высших Богав индуистской троицы. Он непосредственно не участвует в битве, а является возничим на боевой колеснице Арджуны. Арджуна один из полководцев рати, противостоящей войскам Дурьдьехахана. Кришна является также духовным наставником Арджуны.

Качество духовного учения , преподанного Кришной, видно из следующего отрывка.
“Арджуна сказал:

При виде этих наших родственников, Кришна, сошедшихся для битвы,

Подкашиваются мои ноги, пересыхает рот, трепещет мое тело и волосы становятся дыбом.

Гандива выпадает из рук, и кожа кругом пылает; я не в силах стоять, разум мой колеблется.

Я замечаю зловещие знаменья, Кешава, и не вижу блага от убийства своих родных в бою.

Я не желаю победы, Кришна, ни царства, ни удовольствий; что нам в царстве, Говинда, что в наслаждениях и в жизни?

Те, ради кого желанны нам царство, счастье, услады, находятся в этой битве, покидая и жизнь, и богатства:

Наставники, отцы, сыны, деды, тести, внуки, шурины и свойственники.

Не хочу убивать их, если и буду убитым, Мадхусудана, даже ради власти над тремя мирами, тем менее ради обладания землей

........

Увы, увы, великий грех собираемся мы совершить - ради вожделения радостей царства убить своих родственников,

Если бы меня, .не сопротивляющегося, безоружного, убили в битве вооруженные сыны Дхритараштры, мне было бы отрадней.

Это сказав, Арджуна в размышлении опустился на дно колесницы, выронив стрелу и лук; его ум потрясен был горем.

Я не буду сражаться, говорит он.”

Это позиция очень схожа с позицией Родноверия, которое сейчас пытается воссоздать основы традиционной религии дохристианской руси.

Таким образом, перед битвой полководец душевно раздавлен и не понимает грани между добром и злом. Мне трудно представить, что к нему можно предъявить претензии в алчности, лживости, и прочих христианских грехах.

Далее идет беседа между Арджуной и его духовным наставником Кришной, в которой Кришна объясняет что есть добро, что есть зло, что такое долг, что такое законы мироздания.

Хорошо сидеть в кабинетах и рассуждать о том, что Род превыше всего. Об этом Кришна учил Арджуну до начала битвы. И это один из ваших постулатов Родноверия. А тут сюрприз: предстоит братоубийственная бойня. И каждому лично надо решить для себя вопрос вы за "красных" или за "белых", а может быть в монастырь или в "зеленые". Бог вас наградил (наказал) свободой выбора. Так что надо бы определиться.

Битва, описанная в Махабхарате, действительно переводит человечество в новую эпоху. Наступает время классового противостояния и гражданских войн. На этом рубеже религия, основанная на главенстве Рода просто разваливается. Нужно новое учение. И оно появляется.

Если говрить о трех основных понятиях древней религии, Явь, Навь и Правь, то типичным учением Яви можно считать Библию. Учение Нави это жреческие ритуалы общения с силами непроявленного мира. Учение Кришны это учение Прави. То есть учение о религиозном и духовном развитии в конкретной жизнедеятельности. Как говорит сам Кришна следование его учению дает теже плоды что и служение непроявленному, которое трудно постижимо и требует отхода от мирской жизни.

Арджуна и его братья родились на севере современной Индии. Потомки этого просветленного Кришной воина сохранили боевой дух. Они смогли защитить свой Род и свою религию от полчищ Чингисхана и мусульманских захватчиков.

SPONSOR