Берем крест и тащим

В этой заметке попытаемся дать некоторые представления о пути духовного развития, которые важны для людей, совершенствующихся в мирской жизни. О возможности и необходимости такого пути говорится, например, в Бхагавадгите. Внимательное прочтение Евангелий привело меня к умозаключению, что большинство рекомендаций и заповедей, данных Христом, относятся именно к такому способу духовного роста человека. Естественно, это не является критикой христианской церкви. Просто это результат моих ЛИЧНЫХ поисков.

Прямое прочтение религиозных текстов и их самостоятельное осмысление как основа духовного развития прямо указана в Бхагавадгите. Отметим, что многие духовные направления не рекомендуют этот путь, а настаивают на руководстве учителем, гуру, ламой, духовником. Я не считаю это предметом спора, а считаю это предметом личного выбора каждого человека. И более того, без личного выбора и его реализации нет никакого духовного роста. Духовные поиски не противопоказаны физическому здоровью. В работах Колки Уилсона показано, что даже размышления по поводу смысла бытия приводят к улучшению состояния организма.

Под духовным развитием в данной статье понимается достижение состояния Просветления, Освобождения, соприкосновения с Жизнью Вечной и Царством Небесным. По ходу статьи постараемся раскрыть эти понятия и уловить их тесную связь между собой. Отталкиваясь от тезиса, что свобода есть осознанная необходимость, можно увидеть, что процесс освобождения состоит в осознании и осознанном применении в жизни законов и закономерностей материального мира, общества, психики и мироздания. Или, как говорил Христос, Истина приносит Освобождение. В этом контексте становится совершенно очевидным необходимость прямого прочтения религиозных текстов.

Соприкасаясь с законами окружающего мира, человек раскрывает в себе новые возможности, он начинает делать вещи, которые в обычной жизни называют «чудесами». Поведение его становится согласованным с законами общественной жизни, и его можно назвать «моральным» и даже «праведным». Соприкасаясь со святая святых развития мира, человек несет на себе отпечаток святости. Но стремление человека к получению Силы и обладанию оккультными возможностями, достижения идеалов «праведного» поведения или статуса «святого» здесь рассматривается как ложная цель, противопоставленная духовному развитию. Христос говорил: Ищите Царства Небесного, остальное приложится. Будда говорил своим ученикам: Мое учение имеет один вкус, вкус Освобождения.

В заметке придется говорить о психике человека, о его познавательных способностях и т.д. Автор не является профессиональным философом или психологом. В меру своих сил я старался понять взгляды современных авторитетных психологов на интересующие меня вопросы. Поэтому я буду ссылаться на их труды в том аспекте, в котором мне удалось их воспринять. В основном это труд К.Г. Юнга «Психологические типы», и труд А.Г. Маслоу «Мотивация и личность».

В обоих этих книгах проводится идея существования в психике человека глубинного ядра, которое присутствует в нем с самого рождения. Для этого ядра в заметке будет употребляться термин «сущность». Этот термин введен П.Д.Успенским в работе «В поисках чудесного», которая написана под влиянием учения Гурджиева. Термин «личность» будет употребляться для обозначения личных качеств, вырабатываемых в процессе воспитания. Отметим, что существование такого ядра (сущности) признается не всеми психологами. Есть сторонники теории «чистой доски», которые отрицают наличие в человеке врожденных психологических особенностей.

Прямое указание на существование такого ядра присутствует в Бхагавадгите. В учении Христа, когда Он говорит, что войти в Царство Небесное может только тот, кто сошел с Него, тоже есть указание на это ядро. Также неявное признание сущности имеется в различии людей на «живых» и «мертвых». Причем «мертвые» - это характеристика психики, так как они могут справлять свадьбы и т. Д. Особого мнения об этом придерживаются буддисты. Они отрицают наличие такого ядра в личности и экстраполируют это на сущность. Но им, вследствие этого, приходится вводить другие понятия, чтобы адекватно описывать процессы, происходящие в психике человека.

Анализируя сущность, Юнг ввел понятия психологического типа. Психическая жизнь человека, а значит, и его реальная жизнь, может проходить либо под руководством личности, либо под руководством сущности. Ориентация личности на свою сущность у Маслоу называется самоактуализацией. Такое соотношение личности и сущности наблюдается редко и возникает в результате долгого периода духовного развития. Как правило, люди под влиянием социальных норм и воспитания принимают лидерство личности. Исключение составляют пророки, которые рождаются и развиваются под воздействием своей сущности. В разных учениях к сущности применяют разные названия, такие как монада, искра Божья и т.д.

Если достигнуто соотношение, когда личность находится под руководством сущности, то психологическое состояние человека характеризуется ощущениями полноты бытия, новизны и свежести ощущений. Возможны мощные трансперсональные переживания космического сознания, единения с Богом, парапсихические эффекты. Поэтому при таком соотношении человек соприкасается с Жизнью Вечной.

Когда индивид находится под управлением личности, тогда присутствует скука обыденной жизни, поиски развлечений, утомленность психики. Этот эффект возникает из структуры личности, которая полностью собрана из известного и поэтому обыденного. Термин «мертвый» человек можно применить к людям, у которых личность полностью задушила сущность. Сущность человека не стремится уничтожить его личность. Она, наоборот, заинтересована в ее развитии, т.к. через личность выполняются стратегические решения, принятые сущностью. Например, если после долгих раздумий человек решил переехать в другой город и это есть требование, исходящее из его сути, то развитая личность легко выполнит это решение. Она купит билет и организует переезд без досадных неприятностей.

В те мгновения, когда сущность проявляет себя и берет верх над личностью, у человека происходит просветление, озарение и другие мощные творческие переживания. Если это происходит на природе под впечатлением прекрасного пейзажа, то человек может стать охотником за пейзажами. Он будет пытаться повторить эти ощущения и тем самым закрывать им дорогу. Если это происходит во время турпохода или горного восхождения, то человек может стать альпинистом или туристом. Если это происходит в храме, то человек становится приверженцем некоторой религии и т.д.

Как целостная система человек находится в некоторой точке равновесия (гомеостазе). Поэтому в единое целое оказываются завязанными мировоззренческие установки, психические процессы и химические реакции, протекающие в теле. Этот факт объясняет, почему такой малый эффект приносят диеты и рекомендации о правильной жизни. Хотя они достоверно изучены с точки зрения химии, но, если нет смены мировоззренческих взглядов, рано или поздно человек возвращается к прежнему образу жизни и к тем же проблемам. Те люди, которые реализовали полностью диету, обязательно параллельно с тем провели ревизию своих взглядов на жизнь. Лечить людей надо с изменения мировоззрения! Ищите Царства Небесного – остальное приложится, говорил Христос. Он прямо указал на приоритетность духовного поиска !

Человеческая природа социальна и интеллектуальна, утверждает Маслоу. Животные инстинкты играют второстепенную и рудиментарную роль. Перенос навыков поведения животных на человеческое общение является неправомерным. Отметим следующую особенность - индивидуальность сущности каждого человека. В эзотерической литературе есть много вариантов описания строения сущности. Мы не будем касаться этих вопросов. Просто отметим, что особенности сущности влияют на врожденные способности человека, склонность к различным видам деятельности и его жизненное предназначение.

Эволюция человеческого вида протекает не в физической сфере. Она происходит во внутренних процессах сознания. Смена наций, народов, социумов показывает развитие личности и соотношения личности и сущности. Национальность характеризуется некой общностью в сущности отдельных индивидуумов, что воспринимается как национальный дух и выражается в национальном укладе жизни, национальной культуре, национальной кухне и т.д.

Наиболее сложным в данной концепции является понятие сущности, т.к. оно скрыто под проявлениями личности. Развитие трансперсональной психологии показало жизненную важность для индивидов и общества в целом контактов с внеличностными явлениями. В некотором смысле «сущность» можно назвать интерфейсом при такого рода явлениях. Отметим, что такого рода переживания приводят к глубокому переосмысливанию жизненных ценностей, изменению стиля поведения, характера, мироощущения и мировоззрения. Люди становятся добрее и отзывчивее.

Следующее утверждение не так очевидно. Государственность, которую создают люди, тесно связана с уровнем их внутреннего развития. Внешние проявления государственности отражают соотношения между личностью и сущностью и часто приводятся как примеры, поясняющие внутрипсихические процессы. Особенно это характерно для древнекитайской философии и медицины.

Если упрощенно представить, что различные сущности (монады) покрывают небесную сферу, то для каждого индивида появляется свой вектор развития, определенный его сущностью. Продвижение вдоль этого вектора позволяет реализовать жизненное предназначение и достичь ощущения единства со всеми остальными сущностями. Отсюда становится понятным изобилие духовных учений и практик. Оно порождено разнообразием сущностей.

Слова Христа о том, что каждый должен взять свой крест и нести его, как Он несет свой, в данной концепции трактуются следующим образом. Человек должен прислушиваться к голосу своей сущности, сошедшей из Царства Небесного. Таким образом, он найдет свое жизненное предназначение, сможет его реализовать, войти в Царство Небесное и соприкоснуться с Жизнью Вечной.

Как показали исследования психологов, человек наиболее эффективно действует тогда, когда он следует своему психологическому типу. Это относится и к выбору сферы деятельности, и к выбору спутника жизни, и к выбору религиозной системы. В такой ситуации человек достигает максимального психического (а следовательно и физического) здоровья. Устраняются многие внутренние конфликты. Отсюда становятся понятными слова Иисуса Христа о том, что Он учитель добрый и бремя Его не тяжко.

На возможность реализации человеком своего предназначения огромное влияние оказывают внешние факторы. Это господствующие в обществе нормы морали и религиозные учения, веротерпимость и возможность реализовывать свои интересы как человека конкретного психологического типа. В более демократичном и более богатом государстве таких возможностей больше. Если внешние условия не позволяли развиваться духовно, люди уходили в леса, пещеры и религиозные общины.

Для того чтобы понять сложности духовного развития и заблуждения, которые бытуют в обществе относительно этого процесса, вкратце рассмотрим основные положения теории мотивации личности согласно А.Г. Маслоу.

На поверхности сознания в мотивацию поступков закладывается желание или потребности. Но это не совсем правильно. Например, просьба ребенка купить ему мороженного совсем не означает, что ребенок голоден. Он может этим поступком привлекать внимание взрослых и тем самым почувствовать свою значимость. Или он может считать, что если мама его любит, то она должна купить ему мороженное. Тогда его просьба выражает его потребность в любви и т.д. Один и тот же поведенческий акт может порождаться разными мотивами и одни и те же мотивы могут привести к разнообразным действиям. Также поступок может быть вызван несколькими мотивами.

Поэтому истинные мотивы всегда прикрыты поверхностными осознанными желаниями, и добраться до них бывает очень сложно. Маслоу выделил следующие базовые мотивы, влияющие на поведение человека.

  1. Физиологические потребности. Голод, жажда, сексуальный позыв и т.д.
  2. Потребность в безопасности. Стабильность, защищенность от страха, тревог.
  3. Потребность в принадлежности, любви. Любить, быть любимым, принадлежать и обладать.
  4. Потребность в признании. Уважение окружающих, статусность, достижения.
  5. Потребность в познании и понимании.
  6. Эстетические потребности.
  7. Потребность в самоактуализации.

Потребности имеют иерархический характер. Более низкие являются наиболее громкими и требовательными. Удовлетворение потребности на протяжении некоторого промежутка времени приводит к актуализации потребности более высокого уровня, которую раньше не было слышно из-за требований потребностей более низких. Все потребности носят инстинктивный характер. Это значит, что они есть в природе человека изначально и не нуждаются в воспитании. Их просто надо услышать.

В процессе эволюции человеческого вида все более насущными становятся более высокие потребности. В развитии конкретного человека более низкие потребности проявляются раньше. Чем выше потребность, тем менее она насущна для выживания и более долгий срок может оставаться неудовлетворенной. Жизнь на более высоких мотивационных уровнях увеличивает продолжительность жизни, снижает риск заболеваний. Удовлетворение высших потребностей приводит к состоянию счастья, покоя, умиротворенности. Удовлетворение низших потребностей может принести расслабление, кратковременный экстаз, облегчение. Для актуализации высших потребностей требуется больше предварительных условий, чем для актуализации потребностей низшего уровня. Актуализация высших потребностей происходит в благоприятных внешних условиях. Особенно это справедливо для самоактуализации.

При одновременном удовлетворении высшей потребности и низшей высшая имеет большую значимость для человека. И для ее удовлетворения он готов пожертвовать удовлетворением низшей потребности. Чем выше уровень мотивации, тем шире круг любовной идентификации. Более высокие потребности менее эгоистичны и развивают в человеке такие качества как дружелюбие, гражданское самосознание. Развитие высших потребностей делает людей внешне похожими на самоактуализированных индивидов.

Для того чтобы пояснить отличие последней потребности от всех остальных, заметим, что именно она связана с правильным пониманием духовного развития. Именно удовлетворение этой потребности и означает «нести свой крест». Здесь надо понять, что раз человек может что-то делать (что заложено в его сущность), то он должен это делать! Здесь удовлетворение потребности сливается с необходимостью выполнения жизненного предназначения.

Агрессивное и разрушительное поведение не входит в человеческую сущность. Оно является защитной реакцией на угрозу удовлетворения некоторой базовой потребности (действительную или мнимую). Удовлетворение первых шести потребностей носит дефицитный характер, поэтому всегда порождает элемент агрессии в психике человека. Самоактуализация не вносит такого эффекта.

Наиболее удивительным является тот факт, что потребности высшие и низшие (физиологические) являются инстинктивными, заложенными в биологическую природу человека. Это снимает противоречие между культурой и человеческой жизнью в целом. Сейчас культура противостоит низшим потребностям и пытается их задавить и заглушить. Громкий голос культурного воспитания подавляет тихий шепот наших инстинктивных потребностей. Тем самым культура препятствует действительному духовному росту. Извечный вопрос о высоком и низком в человеке решается следующим образом. Высокое возникает и проявляется только на базе низкого, но однажды возникнув в сознании человека, оно может стать относительно независимым от его низкой природы. Теория выживания Дарвина должна быть заменена теорией духовного и ценностного роста. Люди стремятся не только выжить. Они также стремятся к развитию, к самоактуализации, к счастью и к высшим трансперсональным (духовным) переживаниям.

В сложившейся сегодня культуре понятие духовного роста отождествляется с ценностным ростом в иерархии потребностей, то есть с развитием уровня мотивации. Однако такой подход в принципе неверен. Духовное развитие - это процесс самоактуализации, и перейти к нему может только тот человек, который уловил дефицитный характер удовлетворения потребностей, даже высших. Для этого нужна тонкая наблюдательность за собой и за своей личностью. И совершить этот переход можно не проходя всей лестницы потребностей.

Вообще личность знает, что она должна развиваться под руководством сущности. Но для того чтобы сохранить за собой инициативу, личность генерирует свои суррогаты духовных достижений. К ним относятся «обладание сверхнормальными силами». «высокоморальное поведение», «святость», «гражданин» и конечно «одухотворенная личность». Как мы упомянули, человек с развитыми потребностями высокого уровня ВНЕШНЕ очень похож на самоактуализированного человека. Такой подход по праву называют «духовным материализмом».

Кратко рассмотрим методы отодвигания личности на второй план, которые разрабатывались на протяжении всей истории человечества. Ввиду их огромного разнообразия приведенная схема является весьма условной. Рассмотрим сначала два крайних метода. Первая группа методов - «ударить дубиной», вторая - «уморить голодом». Как мы уже отмечали, под воздействием сильных эмоций и впечатлений интеллектуальная деятельность личности умолкает, и в эти моменты управление психикой переходит на некоторое время к сущности. Для того чтобы сделать эту процедуру регулярной, использовали мощные сексуальные переживания или принимали разнообразные психоделические средства (наркотики естественного происхождения). Разновидность этого метода - концентрация на предмете и переключение внимания на дыхание. Второй способ состоит в лишении впечатлений, т.е. пищи для реагирования. Сюда относятся разнообразные методы аскетизма и умерщвления плоти. В наше время для достижения трансперсональных переживаний применяют погружение тела в теплую воду или сидение в пустой комнате без контактов с другими людьми.

Изложенные подходы являются опасными для человеческой психики. Поэтому появились учения, позволяющие избежать этих крайностей. К ним относится срединный путь Буддизма. Сюда же следует отнести и учение Христа. Эти подходы опираются на человеческую природу и апеллируют к развитию сущности. Основным является целеполагание и развитие намерения именно духовного роста. Не зря Иисус Христос называл себя постоянно Сыном Человеческим. Этим Он подчеркивал отличительную особенность своего учения. Эти учения не требуют отхода от мирской жизни. Но для их реализации нужны достаточно благоприятные внешние условия. Анализ этих условий и предоставляемых обществом возможностей будет проведен в других заметках.

В заключение отметим, что человек - это особое существо, и его поведение очень мало связано с поведением животных. Заложенная в людях человечность и есть Истина и Путь. Да, говорить о Любви к Богу и ближнему значительно легче. "Возлюби Господа своего" - это призыв к личности стать под контроль своей сущности (никакого другого пути контакта для личности нет). "Возлюби ближнего своего" - это призыв к сущности отнестись с величайшим терпением к проделкам личности. Это дорога в ад подспудных желаний и скрытых мотивов, которые лелеет личность. Свет Любви, исходящий от сущности, должен помочь личности осознать их и трансформировать. Воистину дорога Любви – это дорога в ад. Но это самая безопасная и самая эффективная дорога, основанная на осознании законов бытия и принятии ответственности за свою жизнь.

Ночи полной луны. Детективы от судебного эксперта, Юрий Молин » Библиотека книг elektro-standart В книге рассказывается о работе судебно-медицинских экспертов, прокуроров, следователей. Автор раскрывает аспекты взаимодействия разных специалистов по раскрытию преступлений против жизни граждан.